Дата публикации: 01.01.2024

Модель становления субъекта собственной деятельности учащихся в общеобразовательной школе

Аннотация

В статье предложена модель «субъекта собственной деятельности» как высшего уровня развития субъектности учащихся; совокупности субъектности в познании, действии, коммуникации, рефлексивности. Рассматриваются психологические механизмы реализации деятельностного содержания образования средствами исследовательской и проектной деятельности учащихся. Определены функции рефлексивных типов деятельности — исследования, проектирования, конструирования, оргуправления, а также объемлющего их рефлексивного мышления — стратегирования в формировании психологических новообразований учащихся на разных возрастных этапах. Установлены пять этапов становления субъектности учащихся в практике научно-практического образования, выявлены ведущие механизмы развития субъектности через включение в мотивирующую образовательную среду.




Постановка проблемы развития человека в образовании в контексте новых цивилизационных вызовов

Современное образование в настоящее время испытывает на себе влияние нового цивилизационного уклада. Высокотехнологичные средства производства, потребления, коммуникации стали неотъемлемой частью повседневной жизни каждого человека. Компьютеры, Интернет, бытовая техника берут на себя все больше функций, которые в прежние времена человек выполнял сам (общение, запоминание, анализ информации и др.). Футурологи, а нередко и ученые рисуют негативные сценарии будущего человечества и образования (например, форсайт-проект «Детство-2030). Подобные сценарии имеют объективную основу: технические средства современной цивилизации все больше вторгаются на сущностную территорию человека: в его самобытность, индивидуальность, ценностную сферу; претендуют на управление этими сферами и вызывают прогрессирующую девальвацию «собственно человеческого в человеке». Эти процессы идут и в образовании, где выражена тенденция к передаче образовательных функций от учителя к компьютерам, что редуцирует область личностного контакта Учителя и Ученика — важнейшего условия культуросообразности организованного образования.

Современная теоретическая и нормативная база развития сферы образования, практические шаги по его модернизации отстают от технологических и социально-психологических условий жизни и производства. Подходы к определению содержания образования остаются на уровне эпохи массового машинного производства и не соответствуют ожиданиям современного общества, основанного на знаниях. По мнению А. А. Остапенко и Т. А. Хагурова [21], цивилизация двигается не в сторону преодоления современного антропологического кризиса средствами образования, а, наоборот, к сегментации образовательных услуг по признаку возможности семей оплачивать образование своих детей. Это способствует дальнейшему обесчеловечиванию, унификации личностей, их потребностей и притязаний, нарастанию противоречий между универсальной сущностью человека и его наличным способом жизни.

В условиях нового цивилизационного уклада возникает новый тип социализации учащихся, этот тип характеризуется следующими негативными факторами: — киберсоциализацией;

— диффузией ценностных, культурных, сословных и других ориентиров;

Список литературы

1. Слободчиков, В. И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 42–52.
2. Остапенко, А. А. Человек исчезающий. Исторические предпосылки и суть антропологического кризиса в современном образовании / А. А. Остапенко, Т. А. Хагуров. — Краснодар : Кубанский государственный университет, 2012. — 198 с.
3. Павлов, И. С. Принципы и приоритеты при формировании новых интегрированных образовательных структур / И. С. Павлов // Журнал правовых и экономических исследований. — 2007. — № 2. — С. 42–52.
4. Павлов, И. С. О вопросах воспитания молодого поколения в условиях информационной среды / И. С. Павлов // Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде : матер. Всерос. форума. — Москва, 2017. — С. 24–26.
5. Панов, В. И. Методика оценки стадий субъектности участников образовательного процесса / В. И. Панов, А. В. Капцов, Е. И. Колесникова // Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы : матер. науч.-практ. конф. — Моск
6. Плаксина, И. В. Экопсихологическая модель как основа развивающего обучения в средней общеобразовательной школе / И. В. Плаксина, С. Ю. Самсонова // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2020. — Т. 5, вып. 2. — С. 196–201.
7. Проблема содержания образования: надпредметные и метапредметные знания в становлении субъекта учебной деятельности / Л. Н. Алексеева, М. Е. Богоявленская, Н. Б. Ковалева, И. В. Нестеренко-Костенко // Обновление содержания образования. Проблемы и персп
8. Рубинштейн, С. Л. Избранные философско-психологические труды / С. Л. Рубинштейн. — Москва : Наука, 1997. — 463 с.
9. Сайко, Э. В. Человек как субъект исторического действия и новая ситуация его познания в пространстве научных знаний / Э. В. Сайко // Мир психологии. — 2018. — № 1 (93). — С. 173–179.
10. Слободчиков, В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе : автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.07 / Слободчиков Виктор Иванович. — Москва, 1994. — 78 с.
11. Малкова, И. Ю. Концепция и практика организации образовательного проектирования в инновационной школе : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Малкова Ирина Юрьевна. — Томск, 2008. — 307 с.
12. Слободчиков, В. И. Психология человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — Москва : Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2013. — 382 с. — (Основы психологической антропологи
13. Тимофеев, А. В. Человек как субъект антропосферы: целе-ценностный аспект экзистенции / А. В. Тимофеев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. — 2019. — № 4. — С. 121–128.
14. Титова, Т. Н. Процесс формирования субъектной позиции подростков в кадетской школе / Т. Н. Титова. — URL: <a href="http://www.emissia.org/offline/2007/1181.htm" target="_blank">http://www.emissia.org/offline/2007/1181.htm</a> (дата обращения: 09.02.2024).
15. Фризен, М. А. Особенности ценностно-смысловой сферы личности в период ранней юности при разных уровнях сформированности субъектности / М. А. Фризен, Л. О. Костенко // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2018. — № 3. — С. 140–152. — h
16. Функциональная грамотность: глобальные компетенции : Отчет по результатам международного исследования PISA-2018. — Москва : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. — 140 с.
17. Щедровицкий, Г. П. Путеводитель по методологии организации, руководства и управления / Г. П. Щедровицкий. — Москва : Дело, 2004. — 197 с.
18. Framework for K-12 Science Education : Practices, Crosscutting Concepts, and Core Ideas. Committee on a Conceptual Framework for New K-12 Science Education Standards. Board on Science Education, Division of Behavioral and Social Sciences and Education
19. Thiel, O. Innovative approaches in early childhood mathematics / O. Thiel, B. Perry // European Early Childhood Education Research Journal. — 2018. — Vol. 26, № 4. — P. 463–468. — DOI: 10.1080/1350293X.2018.1489173
20. Winthrop, R. Skills for a changing world: advancing quality learning for vibrant societies / R. Winthrop, E. McGivney. — Center for Universal Education at Brookings, 2016. — URL: <a href="https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/05/Brookings_Skillsfor" target="_blank">https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/05/Brookings_Skillsfor</a>
21. Ивошина, Т. Г. Психологические условия становления форм субъектности в учебной деятельности подростков : автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.07 / Ивошина Татьяна Георгиевна. — Москва, 2006. — 50 с.
22. Алексеев, Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление / Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 85–103.
23. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 302 с.
24. Битянова, М. Р. Развитие субъектной позиции учащихся: модель и технология / М. Р. Битянова, Т. В. Беглова // Сибирский педагогический журнал. — 2016. — № 5. — С. 112–117.
25. Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. — Москва : Институт психологии РАН, 1994. — 23 с.
26. Гозман, Т. М. Организационно-педагогические условия повышения квалификации учителей в области интеграции образовательного процесса : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Гозман Татьяна Марковна. — Кемерово, 2005. — 23 с.
27. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика / Ю. В. Громыко. — Москва : Институт учебника Paideia, 1998. — 111 с.
28. Зарецкий, В. К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский / В. К. Зарецкий // Культурно-историческая психология. — 2007. — № 3. — С. 96–104.
29. Зельднер, А. Г. Место стратегирования в понятийно-категориальной системе прогнозирования / А. Г. Зельднер // Экономические науки. — 2012. — № 8. — С. 7–15.
30. Знаков, В. В. Новый этап психологических исследований субъекта / В. В. Знаков // Вопросы психологии. — 2017. — № 2. — С. 3–16.
31. Абульханова, К. А. Мировоззренческий смысл и значение категории субъекта / К. А. Абульханова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. — 2016. — № 4 (38). — С. 162–168.
32. Каленов, А. А. К вопросу об эмпирическом изучении уровня сформированности субъектности у старшеклассников / А. А. Каленов // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 290–293.
33. Карпов, А. В. О субъектно-информационном классе деятельности / А. В. Карпов // Человеческий фактор: Социальный психолог. — 2018. — № 2 (36). — С. 12–22.
34. Коваль, С. А. Развитие субъектной позиции подростка в условиях современного детского общественного движения / С. А. Коваль // Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования го
35. Конкурс имени В. И. Вернадского: развитие творческого потенциала учащихся / А. В. Леонтович, Н. В. Мазыкина, А. С. Саввичев [и др.] // Народное образование. — 2020. — № 5 (1482). — С. 186–192.
36. Леонова, Е. В. Становление субъектности в нормативных возрастных и образовательных кризисах : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.07 / Леонова Елена Васильевна. — Москва, 2017. — 335 с.
37. Леонтович, А. В. Научно-практическое образование как актуальное направление функционально-смыслового формата образования в условиях техносферы / А. В. Леонтович // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психол
38. Леонтович, А. В. Проектная мастерская. Основное общее образование : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев, И. А. Смирнов. — Москва : Просвещение, 2019. — 160 с.
39. Маланов, И. А. Внеурочная деятельность как фактор формирования у старших подростков субъектного исследовательского опыта / И. А. Маланов, Н. И. Голавская. — Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005. — 137 с.

Остальные статьи