Дата публикации: 01.01.2024

Модель становления субъекта собственной деятельности учащихся в общеобразовательной школе

Аннотация

В статье предложена модель «субъекта собственной деятельности» как высшего уровня развития субъектности учащихся; совокупности субъектности в познании, действии, коммуникации, рефлексивности. Рассматриваются психологические механизмы реализации деятельностного содержания образования средствами исследовательской и проектной деятельности учащихся. Определены функции рефлексивных типов деятельности — исследования, проектирования, конструирования, оргуправления, а также объемлющего их рефлексивного мышления — стратегирования в формировании психологических новообразований учащихся на разных возрастных этапах. Установлены пять этапов становления субъектности учащихся в практике научно-практического образования, выявлены ведущие механизмы развития субъектности через включение в мотивирующую образовательную среду.




Постановка проблемы развития человека в образовании в контексте новых цивилизационных вызовов

Современное образование в настоящее время испытывает на себе влияние нового цивилизационного уклада. Высокотехнологичные средства производства, потребления, коммуникации стали неотъемлемой частью повседневной жизни каждого человека. Компьютеры, Интернет, бытовая техника берут на себя все больше функций, которые в прежние времена человек выполнял сам (общение, запоминание, анализ информации и др.). Футурологи, а нередко и ученые рисуют негативные сценарии будущего человечества и образования (например, форсайт-проект «Детство-2030). Подобные сценарии имеют объективную основу: технические средства современной цивилизации все больше вторгаются на сущностную территорию человека: в его самобытность, индивидуальность, ценностную сферу; претендуют на управление этими сферами и вызывают прогрессирующую девальвацию «собственно человеческого в человеке». Эти процессы идут и в образовании, где выражена тенденция к передаче образовательных функций от учителя к компьютерам, что редуцирует область личностного контакта Учителя и Ученика — важнейшего условия культуросообразности организованного образования.

Современная теоретическая и нормативная база развития сферы образования, практические шаги по его модернизации отстают от технологических и социально-психологических условий жизни и производства. Подходы к определению содержания образования остаются на уровне эпохи массового машинного производства и не соответствуют ожиданиям современного общества, основанного на знаниях. По мнению А. А. Остапенко и Т. А. Хагурова [21], цивилизация двигается не в сторону преодоления современного антропологического кризиса средствами образования, а, наоборот, к сегментации образовательных услуг по признаку возможности семей оплачивать образование своих детей. Это способствует дальнейшему обесчеловечиванию, унификации личностей, их потребностей и притязаний, нарастанию противоречий между универсальной сущностью человека и его наличным способом жизни.

В условиях нового цивилизационного уклада возникает новый тип социализации учащихся, этот тип характеризуется следующими негативными факторами: — киберсоциализацией;

— диффузией ценностных, культурных, сословных и других ориентиров;

Список литературы

1. Slobodchikov, V. I. Razvitie sub``ektivnoj real`nosti v ontogeneze : avtoref. dis. … d-ra psixol. nauk : 19.00.07 / Slobodchikov Viktor Ivanovich. — Moskva, 1994. — 78 s.
2. 29. Слободчиков, В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.07 / Слободчиков Виктор Иванович. — Москва, 1994. — 78 с.
3. Sajko, E`. V. Chelovek kak sub``ekt istoricheskogo dejstviya i novaya situaciya ego poznaniya v prostranstve nauchny`x znanij / E` . V. Sajko // Mir psixologii. — 2018. — № 1 (93). — S. 173–179.
4. 28. Сайко, Э. В. Человек как субъект исторического действия и новая ситуация его познания в пространстве научных знаний / Э. В. Сайко // Мир психологии. — 2018. — № 1 (93). — С. 173–179.
5. Rubinshtejn, S. L. Izbranny`e filosofsko-psixologicheskie trudy` / S. L. Rubinshtejn. — Moskva : Nauka, 1997. — 463 s.
6. 27. Рубинштейн, С. Л. Избранные философско-психологические труды / С. Л. Рубинштейн. — Москва : Наука, 1997. — 463 с.
7. Problema soderzhaniya obrazovaniya: nadpredmetny`e i metapredmetny`e znaniya v stanovlenii sub``ekta uchebnoj deyatel`nosti / L. N. Alekseeva, M. E. Bogoyavlenskaya, N. B. Kovaleva, I. V. Nesterenko-Kostenko // Obnovlenie soderzhaniya obrazovaniya. Proble
8. 26. Проблема содержания образования: надпредметные и метапредметные знания в становлении субъекта учебной деятельности / Л. Н. Алексеева, М. Е. Богоявленская, Н. Б. Ковалева, И. В. Нестеренко-Костенко//Обновление содержания образования. Проблемы и перспек
9. Plaksina, I. V. E`kopsixologicheskaya model` kak osnova razvivayushhego obucheniya v srednej obshheobrazovatel`noj shkole / I. V. Plaksina, S. Yu. Samsonova // Pedagogika. Voprosy` teorii i praktiki. — 2020. — T. 5, vy`p. 2. — S. 196–201.
10. 25. Плаксина, И. В. Экопсихологическая модель как основа развивающего обучения в средней общеобразовательной школе / И. В. Плаксина, С. Ю. Самсонова // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2020. — Т. 5, вып. 2. — С. 196–201.
11. Panov, V. I. Metodika ocenki stadij sub``ektnosti uchastnikov obrazovatel`nogo processa / V. I. Panov, A. V. Kapczov, E. I. Kolesnikova // E`ffektivnost` lichnosti, gruppy` i organizacii: problemy`, dostizheniya i perspektivy` : mater. nauch.-prakt. konf.
12. 24. Панов, В. И. Методика оценки стадий субъектности участников образовательного процесса / В. И. Панов, А. В. Капцов, Е. И. Колесникова // Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы : матер. науч.-практ. конф. — Моск
13. Pavlov, I. S. O voprosax vospitaniya molodogo pokoleniya v usloviyax informacionnoj sredy` / I. S. Pavlov // Protivodejstvie ideologii terrorizma i e`kstremizma v obrazovatel`noj sfere i molodezhnoj srede : mater. Vseros. foruma. — Moskva, 2017. — S. 24–2
14. 23. Павлов, И. С. О вопросах воспитания молодого поколения в условиях информационной среды / И. С. Павлов // Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде: матер. Всерос. форума.—Москва, 2017. — С. 24–26.
15. Pavlov, I. S. Principy` i prioritety` pri formirovanii novy`x integrirovanny`x obrazovatel`ny`x struktur / I. S. Pavlov // Zhurnal pravovy`x i e`konomicheskix issledovanij. — 2007. — № 2. — S. 42–52.
16. 22. Павлов, И. С. Принципы и приоритеты при формировании новых интегрированных образовательных структур / И. С. Павлов // Журнал правовых и экономических исследований. — 2007. — № 2. — С. 42–52.
17. Ostapenko, A. A. Chelovek ischezayushhij. Istoricheskie predposy`lki i sut` antropologicheskogo krizisa v sovremennom obrazovanii / A. A. Ostapenko, T. A. Xagurov. — Krasnodar : Kubanskij gosudarstvenny`j universitet, 2012. — 198 s.
18. 21. Остапенко, А. А. Человек исчезающий. Исторические предпосылки и суть антропологического кризиса в современном образовании / А. А. Остапенко, Т. А. Хагуров. — Краснодар : Кубанский государственный университет, 2012. — 198 с.
19. Malkova, I. Yu. Koncepciya i praktika organizacii obrazovatel`nogo proektirovaniya v innovacionnoj shkole : dis. … d-ra ped. nauk : 13.00.01 / Malkova Irina Yur`evna. — Tomsk, 2008. — 307 s.
20. 20. Малкова, И. Ю. Концепция и практика организации образовательного проектирования в инновационной школе: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01/Малкова Ирина Юрьевна.— Томск, 2008.— 307 с.
21. 39. Winthrop, R. Skills for a changing world: advancing quality learning for vibrant societies / R. Winthrop, E. McGivney. — Center for Universal Education at Brookings, 2016. — URL: <a href="https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/05/Brookings_Skillsfor" target="_blank">https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/05/Brookings_Skillsfor</a>
22. 38. Thiel, O. Innovative approaches in early childhood mathematics / O. Thiel, B. Perry // European Early Childhood Education Research Journal. — 2018. — Vol. 26, № 4. — P. 463–468. — DOI: 10.1080/1350293X.2018.1489173
23. 37. Framework for K-12 Science Education : Practices, Crosscutting Concepts, and Core Ideas. Committee on a Conceptual Framework for New K-12 Science Education Standards. Board on Science Education, Division of Behavioral and Social Sciences and Education
24. Shhedroviczkij, G. P. Putevoditel` po metodologii organizacii, rukovodstva i upravleniya / G. P. Shhedroviczkij. — Moskva : Delo, 2004. — 197 s.
25. 36. Щедровицкий, Г. П. Путеводитель по методологии организации, руководства и управления / Г. П. Щедровицкий. — Москва : Дело, 2004. — 197 с.
26. Funkcional`naya gramotnost`: global`ny`e kompetencii : Otchet po rezul`tatam mezhdunarodnogo issledovaniya PISA-2018. — Moskva : FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya», 2020. — 140 s.
27. 35. Функциональная грамотность: глобальные компетенции : Отчет по результатам международного исследования PISA-2018. — Москва : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. — 140 с.
28. Frizen, M. A. Osobennosti cennostno-smy`slovoj sfery` lichnosti v period rannej yunosti pri razny`x urovnyax sformirovannosti sub``ektnosti / M. A. Frizen, L. O. Kostenko // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2018. — № 3. — S. 140–152.
29. 34. Фризен, М. А. Особенности ценностно-смысловой сферы личности в период ранней юности при разных уровнях сформированности субъектности / М. А. Фризен, Л. О. Костенко // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2018. — № 3. — С. 140–152. — h
30. Titova, T. N. Process formirovaniya sub``ektnoj pozicii podrostkov v kadetskoj shkole T. N. Titova.—URL: <a href="http://www.emissia.org/" target="_blank">http://www.emissia.org/</a> offline/2007/1181.htm (data obrashheniya: 09.02.2024).
31. 33. Титова, Т. Н. Процесс формирования субъектной позиции подростков в кадетской школе / Т. Н. Титова. — URL: <a href="http://www.emissia.org/offline/2007/1181.htm" target="_blank">http://www.emissia.org/offline/2007/1181.htm</a> (дата обращения: 09.02.2024).
32. Timofeev, A. V. Chelovek kak sub``ekt antroposfery`: cele-cennostny`j aspekt e`kzistencii / A. V. Timofeev // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki. — 2019. — № 4. — S. 121–128.
33. 32. Тимофеев, А. В. Человек как субъект антропосферы: целе-ценностный аспект экзистенции / А. В. Тимофеев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. — 2019. — № 4. — С. 121–128.
34. Slobodchikov, V. I. Psixologiya cheloveka. Razvitie sub``ektivnoj real`nosti v ontogeneze / V. I. Slobodchikov, E. I. Isaev. — Moskva : Izd-vo Pravoslavnogo Svyato-Tixonovskogo gumanitarnogo universiteta, 2013. — 382 s. — (Osnovy` psixologicheskoj antropo
35. 31. Слободчиков, В. И. Психология человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — Москва : Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2013. — 382 с. — (Основы психологической антропологи
36. Slobodchikov, V. I. Vy`yavlenie i kategorial`ny`j analiz normativnoj struktury` individual`noj deyatel`nosti / V. I. Slobodchikov // Voprosy` psixologii. — 2000. — № 2. — S. 42–52.
37. 30. Слободчиков, В. И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 42–52.
38. Znakov, V. V. Novy`j e`tap psixologicheskix issledovanij sub``ekta / V. V. Znakov // Voprosy` psixologii. — 2017. — № 2. — S. 3–16.
39. 10. Знаков, В. В. Новый этап психологических исследований субъекта / В. В. Знаков // Вопросы психологии. — 2017. — № 2. — С. 3–16.
40. Zel`dner, A. G. Mesto strategirovaniya v ponyatijno-kategorial`noj sisteme prognozirovaniya/A. G. Zel`dner//E`konomicheskie nauki. — 2012. — № 8. — S. 7–15.
41. 9. Зельднер, А. Г. Место стратегирования в понятийно-категориальной системе прогнозирования/А. Г. Зельднер//Экономические науки. — 2012. — № 8. — С. 7–15.
42. Zareczkij, V. K. Zona blizhajshego razvitiya: o chem ne uspel napisat` Vy`gotskij / V. K. Zareczkij // Kul`turno-istoricheskaya psixologiya. — 2007. — № 3. — S. 96–104.
43. 8. Зарецкий, В. К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский / В. К. Зарецкий // Культурно-историческая психология. — 2007. — № 3. — С. 96–104.
44. Gromy`ko, Yu. V. My`sledeyatel`nostnaya pedagogika / Yu. V. Gromy`ko. — Moskva : Institut uchebnika Paideia, 1998. — 111 s.
45. 7. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика / Ю. В. Громыко. — Москва : Институт учебника Paideia, 1998. — 111 с.
46. Gozman, T. M. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya povy`sheniya kvalifikacii uchitelej v oblasti integracii obrazovatel`nogo processa : avtoref. dis. … kand. ped. nauk : 13.00.08 / Gozman Tat`yana Markovna. — Kemerovo, 2005. — 23 s.
47. 6. Гозман, Т. М. Организационно-педагогические условия повышения квалификации учителей в области интеграции образовательного процесса : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Гозман Татьяна Марковна. — Кемерово, 2005. — 23 с.
48. Brushlinskij, A. V. Problemy` psixologii sub``ekta / A. V. Brushlinskij. — Moskva: Institut psixologii RAN, 1994. — 23 s.
49. 5. Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. — Москва : Институт психологии РАН, 1994. — 23 с.
50. Bityanova, M. R. Razvitie sub``ektnoj pozicii uchashhixsya: model` i texnologiya / M. R. Bityanova, T. V. Beglova // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. — 2016. — № 5. — S. 112–117.
51. 4. Битянова, М. Р. Развитие субъектной позиции учащихся: модель и технология / М. Р. Битянова, Т. В. Беглова // Сибирский педагогический журнал. — 2016. — № 5. — С. 112–117.
52. Anan`ev, B. G. Chelovek kak predmet poznaniya / B. G. Anan`ev. — Sankt-Peterburg : Piter, 2001. — 302 s.
53. 3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 302 с.
54. Alekseev, N. G. Proektirovanie i refleksivnoe my`shlenie / N. G. Alekseev // Razvitie lichnosti. — 2002. — № 2. — S. 85–103.
55. 2. Алексеев, Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление / Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 85–103.
56. Abul`xanova, K. A. Mirovozzrencheskij smy`sl i znachenie kategorii sub``ekta / K. A. Abul`xanova // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf`eva. — 2016. — № 4 (38). — S. 162–168.
57. 1. Абульханова, К. А. Мировоззренческий смысл и значение категории субъекта / К. А. Абульханова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. — 2016. — № 4 (38). — С. 162–168.
58. Malanov, I. A. Vneurochnaya deyatel`nost` kak faktor formirovaniya u starshix podrostkov sub``ektnogo issledovatel`skogo opy`ta / I. A. Malanov, N. I. Golavskaya. — UlanUde` : Izd-vo Buryatskogo gosuniversiteta, 2005. — 137 s.
59. 19. Маланов, И. А. Внеурочная деятельность как фактор формирования у старших подростков субъектного исследовательского опыта / И. А. Маланов, Н. И. Голавская. — Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005. — 137 с.
60. Leontovich, A. V. Proektnaya masterskaya. Osnovnoe obshhee obrazovanie: ucheb. posobie dlya obshheobrazovatel`ny`x organizacij / A. V. Leontovich, A. S. Savvichev, I. A. Smirnov. — Moskva : Prosveshhenie, 2019. — 160 s.
61. 18. Леонтович, А. В. Проектная мастерская. Основное общее образование : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев, И. А. Смирнов. — Москва : Просвещение, 2019. — 160 с.
62. Leontovich, A. V. Nauchno-prakticheskoe obrazovanie kak aktual`noe napravlenie funkcional`no-smy`slovogo formata obrazovaniya v usloviyax texnosfery` / A. V. Leontovich // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Pedagogika i
63. 17. Леонтович, А. В. Научно-практическое образование как актуальное направление функционально-смыслового формата образования в условиях техносферы / А. В. Леонтович // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психол
64. Leonova, E. V. Stanovlenie sub``ektnosti v normativny`x vozrastny`x i obrazovatel`ny`x krizisax : dis. … d-ra psixol. nauk : 19.00.07 / Leonova Elena Vasil`evna. — Moskva, 2017. — 335 s.
65. 16. Леонова, Е. В. Становление субъектности в нормативных возрастных и образовательных кризисах : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.07 / Леонова Елена Васильевна. — Москва, 2017. — 335 с.
66. Konkurs imeni V. I. Vernadskogo: razvitie tvorcheskogo potenciala uchashhixsya / A. V. Leontovich, N. V. Mazy`kina, A. S. Savvichev [i dr.] // Narodnoe obrazovanie. — 2020. — № 5 (1482). — S. 186–192.
67. 15. Конкурс имени В. И. Вернадского: развитие творческого потенциала учащихся / А. В. Леонтович, Н. В. Мазыкина, А. С. Саввичев [и др.] // Народное образование. — 2020. — № 5 (1482). — С. 186–192.
68. Koval`, S. A. Razvitie sub``ektnoj pozicii podrostka v usloviyax sovremennogo detskogo obshhestvennogo dvizheniya / S. A. Koval` // Materialy` V gorodskoj nauchno-prakticheskoj konferencii molody`x ucheny`x i studentov uchrezhdenij vy`sshego i srednego ob
69. 14. Коваль, С. А. Развитие субъектной позиции подростка в условиях современного детского общественного движения / С. А. Коваль // Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования го
70. Karpov, A. V. O sub``ektno-informacionnom klasse deyatel`nosti / A. V. Karpov // Chelovecheskij faktor: Social`ny`j psixolog. — 2018. — № 2 (36). — S. 12–22.
71. 13. Карпов, А. В. О субъектно-информационном классе деятельности / А. В. Карпов // Человеческий фактор: Социальный психолог. — 2018. — № 2 (36). — С. 12–22.
72. Kalenov, A. A. K voprosu ob e`mpiricheskom izuchenii urovnya sformirovannosti sub``ektnosti u starsheklassnikov / A. A. Kalenov // Molodoj ucheny`j. — 2017. — № 25 (159). — S. 290–293.
73. 12. Каленов, А. А. К вопросу об эмпирическом изучении уровня сформированности субъектности у старшеклассников / А. А. Каленов // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 290–293.
74. Ivoshina, T. G. Psixologicheskie usloviya stanovleniya form sub``ektnosti v uchebnoj deyatel`nosti podrostkov : avtoref. dis. … d-ra psixol. nauk : 19.00.07 / Ivoshina Tat`yana Georgievna. — Moskva, 2006. — 50 s.
75. 11. Ивошина, Т. Г. Психологические условия становления форм субъектности в учебной деятельности подростков : автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.07 / Ивошина Татьяна Георгиевна. — Москва, 2006. — 50 с.

Остальные статьи