Дата публикации: 01.04.2022

Экспериментальное моделирование индивидуализации обучения иностранному языку курсантов военных командных вузов

Аннотация

В статье описывается модель индивидуализации обучения курсантов иностранному языку, реализация которой осуществляется в естественных условиях образовательного процесса военного вуза с целью повышения уровня иноязычной подготовки каждого курсанта с учетом его способностей, базовой подготовки и требований к содержанию иноязычной коммуникативной компетенции по специальности.




Индивидуализация обучения иностранному языку курсантов военных вузов как педагогическая проблема имеет ярко выраженную практическую направленность и требует разработки алгоритма ее решения на основе изучения различных факторов и условий процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции [3, с. 109–114].

С этой целью на базе МВОКУ был проведен эксперимент, направленный на выявление и обоснование педагогических путей повышения эффективности обучения иностранному языку посредством активизации познавательного потенциала личности курсантов и его использования в ходе развития профессиональной компетентности, а также условий совершенствования обучения по данной учебной дисциплине [1, с. 193–198].

В педагогике практико-ориентированное обучение прочно занимает свои позиции в связи с переходом отечественного образования к компетентностному подходу, суть которого заключается в формировании у обучающихся на всех уровнях способности к продуктивным действиям, которые отражают уникальный опыт и стиль деятельности. Опыт может быть производным лишь от практики, из решения различного вида реальных задач в ходе интеллектуальной автономной работы по сбору, обработке, хранению и использованию какого-либо объема информационных данных.

Интеллектуальная деятельность всегда индивидуализирована, полностью самостоятельна, даже если осуществляется в условиях коммуникации с другими индивидуумами [4, с. 36–42].

Имея в виду практико-ориентированное обучение, в качестве его цели рассматривают формирование компетенций, отражающих не просто комплекс знаний, умений и навыков. Компетентность как категория включает в себя комплекс личностных свойств и качеств, определяющий способность действовать в любых условиях профессиональной среды и полностью отвечать за результаты своего труда во всех фазах — от целеполагания и выбора стратегии до планирования и оценки полученного продукта [8, с. 27–33]. По своей сути практико-ориентированное обучение направлено на развитие новых знаний, позволяющих обучающемуся использовать все актуальные научно-технические достижения из разных областей посредством их интеграции в ходе активной самостоятельной интеллектуальной деятельности. Такое обучение осуществляется на основе следующих принципов: тесная взаимосвязь науки, теории и практики; сознательность, активность и самостоятельность обучающегося; стимулирование развития мотивационной сферы обучающихся.

Список литературы

1. 1. Алёхин И. А. Сущность и содержание индивидуализации обучения иностранному языку курсантов военных вузов / И. А. Алёхин, С. Н. Нечаева, Н. В. Пахомова // Мир образования — образование в мире. — 2020. — № 2 (78). — С. 193–198.
2. 2. Алёхин И. А. Роль электронных учебных изданий в формировании грамматических навыков английского языка на различных этапах обучения / И. А. Алёхин, А. П. Крылова // Мир образования — образование в мире. — 2018. — № 1 (69). — С. 221–224.
3. 3. Алёхин И. А. Развитие у курсантов военных вузов мотивации изучения иностранного языка посредством их активного участия в конкурсах и олимпиадах / И. А. Алёхин, О. П. Бурлакова // Мир образования — образование в мире. — 2018. — № 2 (70). — С. 109–114.
4. 4. Алёхин И. А. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации изучения иностранных языков преподавателями инженерных вузов / И. А. Алёхин, У. А. Казакова, М. Н. Кузнецова // Мир образования — образование в мире. — 2017. — № 1 (65
5. 5. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы) / Ю. К. Бабанский. — М. : Просвещение, 1982. — 192 с. — С. 80–81.
6. 6. Барабанщиков А. В. Педагогическая культура офицера: Научные поиски, войсковой опыт, практические рекомендации, взгляд в будущее / А. В. Барабанщиков, С. С. Муцынов. — М. : Воениздат, 1985. — С. 67–70.
7. 7. Военная педагогика : учебник / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, В. Н. Герасимов и др. ; под общ. ред. И. А. Алёхина. — 1-е изд. — М., 2022. — 415 с. — (Серия 76, Высшее образование).
8. 8. Купаевцев А. В. Деятельностная альтернатива в образовании / А. В. Купаевцев // Педагогика. — 2005. — № 10. — С. 27–33.
9. 9. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. — 2-е изд. — М. : Педагогика, 1984. — С. 31–33.
10. 10. Теория обучения и педагогические технологии / И. А. Алёхин, Е. И. Федак, А. В. Деникин и др. — 2-е изд., перераб. — М., 2019.
11. 11 Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140</a> 174/?ysclid=lb1m2hdr9i656385949 (дата обращения: 25.05. 2022).
12. 12. Худолеев Ю. Ф. Повышение эффективности познавательной деятельности слушателей академии / Ю. Ф. Худолеев. — М. : Воениздат, 1988. — С. 47–49.

Остальные статьи