Экспериментальное моделирование индивидуализации обучения иностранному языку курсантов военных командных вузов
Аннотация
В статье описывается модель индивидуализации обучения курсантов иностранному языку, реализация которой осуществляется в естественных условиях образовательного процесса военного вуза с целью повышения уровня иноязычной подготовки каждого курсанта с учетом его способностей, базовой подготовки и требований к содержанию иноязычной коммуникативной компетенции по специальности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2022 |
Страницы | 251-258 |
УДК | 378+372.881.1 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_2_251 |
Индивидуализация обучения иностранному языку курсантов военных вузов как педагогическая проблема имеет ярко выраженную практическую направленность и требует разработки алгоритма ее решения на основе изучения различных факторов и условий процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции [3, с. 109–114].
С этой целью на базе МВОКУ был проведен эксперимент, направленный на выявление и обоснование педагогических путей повышения эффективности обучения иностранному языку посредством активизации познавательного потенциала личности курсантов и его использования в ходе развития профессиональной компетентности, а также условий совершенствования обучения по данной учебной дисциплине [1, с. 193–198].
В педагогике практико-ориентированное обучение прочно занимает свои позиции в связи с переходом отечественного образования к компетентностному подходу, суть которого заключается в формировании у обучающихся на всех уровнях способности к продуктивным действиям, которые отражают уникальный опыт и стиль деятельности. Опыт может быть производным лишь от практики, из решения различного вида реальных задач в ходе интеллектуальной автономной работы по сбору, обработке, хранению и использованию какого-либо объема информационных данных.
Интеллектуальная деятельность всегда индивидуализирована, полностью самостоятельна, даже если осуществляется в условиях коммуникации с другими индивидуумами [4, с. 36–42].
Имея в виду практико-ориентированное обучение, в качестве его цели рассматривают формирование компетенций, отражающих не просто комплекс знаний, умений и навыков. Компетентность как категория включает в себя комплекс личностных свойств и качеств, определяющий способность действовать в любых условиях профессиональной среды и полностью отвечать за результаты своего труда во всех фазах — от целеполагания и выбора стратегии до планирования и оценки полученного продукта [8, с. 27–33]. По своей сути практико-ориентированное обучение направлено на развитие новых знаний, позволяющих обучающемуся использовать все актуальные научно-технические достижения из разных областей посредством их интеграции в ходе активной самостоятельной интеллектуальной деятельности. Такое обучение осуществляется на основе следующих принципов: тесная взаимосвязь науки, теории и практики; сознательность, активность и самостоятельность обучающегося; стимулирование развития мотивационной сферы обучающихся.