Формирование и развитие военно-профессиональной направленности воспитанников кадетских училищ Министерства обороны Российской Федерации
Аннотация
В статье рассмотрены критерии и показатели сформированности и развития военнопрофессиональной направленности воспитанников кадетских училищ Министерства обороны Российской Федерации. Изучены психолого-педагогические условия, влияющие на эффективность военно-профессиональной направленности кадет. Представлены результаты развития военно-профессиональной направленности у воспитанников кадетских училищ в современных условиях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2022 |
Страницы | 239-250 |
УДК | 377 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_2_239 |
Процессы, протекающие в системе среднего и высшего военного образования в современных условиях реформирования армии России, свидетельствуют о выходе высшей военной школы из кризиса. В настоящее время важно завершить преобразование системы подготовки кадровых офицеров, вывести ее на новый уровень, обеспечивающий качественную подготовку квалифицированных специалистов. Проблему комплектования военных вузов МО РФ квалифицированными кадрами частично решают кадетские училища МО РФ, являющиеся институтом ранней профессионализации будущих офицеров.
Кадетское училище создается в целях обеспечения возможности получения воспитанниками среднего (полного) общего образования в рамках государственных общеобразовательных стандартов, интеллектуального, физического, культурного и нравственного развития, адаптации к жизни, служения Отечеству на военном и гражданском поприще. Существование данного института оказывает в целом положительное влияние на состояние дел в МО РФ. В то же время есть возможности оптимизации подготовки воспитанников для обучения в военных вузах. Речь идет о психологической готовности к военной службе, об уровне образованности, здоровья и интегральном психологическом явлении — военно-профессиональной направленности личности будущего военного [2, с. 81–85].
Проблема профессиональной направленности личности носит практический характер, а в теоретическом плане имеет несколько оснований, реализующихся в общепсихологическом подходе (Каширин В. П., Ковалев А. Г., Мерлин В. С., Платонов К. К., Рубинштейн С. Л.), подходах возрастной (Божович Л. И.) и педагогической психологии (Никиреев Е. М., Якобсон П. М.), профессиологическом (Кузьмина Н. В., Мартынова С. С.), социально-психологическом (Булгаков А. В., Егорычева И. Д., Мясищев В. М., Неймарк М. С., Фельдштейн Д. И.) и военно-профессиологическом подходах (Александров А. И., Дьяченко М. И., Железняк Л. Ф., Зуев Ю. П., Коробейников М. П., Луков Г. Д., Столяренко А. М., Феденко Н. Ф.).
Актуальность данной темы обусловлена серьезными противоречиями между требованиями современной воинской службы и уровнем развития военно-профессиональной направленности будущих военных специалистов, обусловливающим нередкое увольнение из ВС РФ или неоправданное увеличение времени на адаптацию к военной службе.
Профессиональная направленность личности — одна из ведущих характеристик будущего военного, которая позволяет ему проявить свои способности, творчески овладеть профессией и реализовать в полной мере свой жизненный потенциал. Военно-профессиональная направленность, как наиболее значимая и ведущая характеристика для военного, является разновидностью профессиональной направленности и основным критерием подготовленности военного специалиста — офицера к дальнейшей, важной профессиональной деятельности в составе Вооруженных сил РФ [3, с. 17–26].