Дата публикации: 01.04.2022

Роль нравственных оснований деятельности сотрудника УИС в формировании ценностного отношения курсантов ведомственного вуза к человеку

Аннотация

В статье обосновывается необходимость выявления нравственных оснований профессиональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС) в контексте проблемы духовного обновления общества. Аргументируется значение неинституциональных регуляторов отношений между людьми, в качестве которых выступают мораль и нравственность, в реализации сотрудником УИС ценностного отношения к человеку. Обосновывается, что нравственные ценности как личностные смыслы, как значения, как отношения образуют нравственные основания деятельности сотрудника УИС. Раскрывается роль нравственных ценностей как нравственных оснований деятельности сотрудника УИС в расширении содержания профессиональной подготовки курсантов ведомственного вуза ФСИН России в части формирования личности курсанта, способного и готового реализовывать ценностное отношение к другому человеку как в профессиональной деятельности, так и в жизни в целом.




Духовная сфера современного российского общества требует преобразований, вектор которых направлен на нравственное обновление социума. Обновлению служат приоритет идеалов гуманизма, господство моральных норм, ориентация на нравственные ценности. Реализовать это может только человек как творец ценностей, прежде всего нравственных, как носитель культуры. К сожалению, сегодня чаще мы видим подмену ценностей, когда сугубо материальные интересы возводятся в ранг смысложизненных ориентиров. Преодоление этой тенденции возможно усилиями всего общества. Важен вклад представителей самых различных профессий. Существуют сферы профессиональной деятельности, вычленение нравственной составляющей которых требует определенных усилий, так как она не выступает на первый план. Одной из таких сфер является профессиональная  деятельность сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС). Согласно Федеральному закону «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”» от 19.07.2018 № 197-ФЗ, «служба в уголовно-исполнительной системе — вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации… на должностях в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» [18].

Сотрудник УИС ежедневно имеет дело с людьми, нарушившими закон и несущими соответствующее наказание. Как ему относиться к этим людям? С одной стороны, любой человек априори представляет собой ценность (В. А. Караковский среди общечеловеческих ценностей выделяет ценность «человек» [13]) и требует соответствующего отношения, но, с другой стороны, среди нарушивших закон — те, кто отнял жизнь у другого человека, проявил жестокость и т. д. Некоторые преступления, особенно в отношении детей, не вызывают к совершившим их ничего, кроме ненависти и желания усугубить тяжесть наказания. Утвержденная законом власть над другими людьми также зачастую служит катализатором для проявления низменных чувств и отрицательных качеств сотрудника — грубости, агрессии, вседозволенности, высокомерия и др. Негативное воздействие на сотрудников УИС оказывает криминальная среда, с которой они постоянно сталкиваются в рамках профессиональной деятельности.

В то же время нравственное обновление общества невозможно без реформирования пенитенциарной системы, которая призвана возвращать преступившего закон человека в лоно морали, но зачастую этого не делает. Одним из аспектов такого реформирования является личность сотрудника УИС, так как именно от него во многом зависит, исправится ли осужденный или станет закоренелым рецидивистом.

Р. М. Воронин, А. М. Киселев и И. А. Ковальчук в своей работе представили идеальный портрет сотрудника УИС, составляющими которого являются: «1) культура, образование, интеллект; 2) знание федеральных законов; 3) осознание себя представителем исполнительной власти; 4) порядочность, честность, верность закону; 5) сочувствие, доброта, милосердие, сострадание; 6) эмоциональная устойчивость; 7) самообладание, воля, строгость, выдержка, лидерские качества; 8) понимание, терпение; 9) служебно-боевая подготовка; 10) использование инноваций» [5, с. 110]. Идеальный портрет сотрудника УИС представляет собой образ-образец, на который должен ориентироваться сотрудник как профессионал и как человек. Необходимо отметить, что в этом портрете, наряду с сугубо профессиональными, присутствуют и нравственные качества и ценности (доброта, милосердие). Злом невозможно искоренить зло. Оно может приспособиться, спрятаться до времени. Лишь добро способно его побороть. Это общеизвестное положение в контексте профессиональной деятельности сотрудника УИС значимо в том смысле, что возвращение человека, преступившего закон, к жизни в соответствии с нормами морали будет успешным, если в отношении к нему сотрудник УИС обнаруживает нравственные качества, базирующиеся на соответствующих ценностях. Проявляя гуманность, человечность по отношению к осужденному, сотрудник включает его в отношения, определяемые нравственными ценностями. Постоянное включение в такие отношения оказывает позитивное влияние на личность преступившего закон человека, способствует его исправлению. Необходимо уточнить, что гуманное отношение не означает мягкотелости со стороны сотрудника, потакания осужденным, и в этом состоит одна из первых трудностей его реализации. Другой важный момент, который необходимо признать, — это невозможность возвращения к нормальной жизни абсолютно всех нарушивших закон. Но для большей части осужденных человечное отношение со стороны сотрудников УИС может стать стартом для начала новой жизни, поэтому столь важно в процессе профессиональной подготовки сотрудника УИС в ведомственном образовательном учреждении уделять внимание воспитательной составляющей образовательного процесса, особо акцентируясь на тех качествах, ценностях, развитие которых, приобщение к которым позволит курсантам в будущей профессиональной деятельности эффективно возвращать осужденных в лоно морали. В контексте вышесказанного актуальным видится формирование у курсантов — будущих сотрудников УИС ценностного отношения к человеку, вбирающему в себя как моральные, так и нравственные аспекты жизни.

Прежде чем обратиться к проблеме формирования обозначенного отношения, необходимо определить нравственные основания профессиональной деятельности сотрудника УИС.

Список литературы

1. Ерошенко А. Р. Фразеологическая концептуализация понятия «нравственность»: религиозно-православный аспект / А. Р. Ерошенко // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. — 2009. — № 13. — С. 87–92.
2. Чичерин Б. Н. Философия права / Б. Н. Чичерин. — СПб. : Наука, 1998. — 656 с.
3. Халтурин А. Н. Право в системе социального регулирования: социально-философский анализ / А. Н. Халтурин // Вестник Челябинского государственного университета. — 2017. — № 4 (400). — С. 11–16.
4. Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [Элект
5. Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения : в 3 ч. Ч. 1: Введение: философия и жизнь / В. Н. Сагатовский. — СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1997. — 224 с
6. Савченко Е. А. Духовно-нравственные ценности: аксиологические классификации / Е. А. Савченко, Э. М. Молчан // Педагогическое образование и наука. — 2013. — № 6. — С. 20–27.
7. Поздняков В. С. Золотое правило нравственности в моральном выборе учителя / В. С. Поздняков, О. К. Позднякова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2013. — Т. 15, № 2–4. — С. 907–913.
8. Мишаткина Т. В. Структурно-функциональный анализ морали / Т. В. Мишаткина // Этика / под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевича. — Минск : Новое знание, 2002. — С. 100–128.
9. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. — М. : Новая школа, 1993. — 80 с.
10. Каган М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. — СПб. : Петрополис, 1997. — 205 с.
11. Бездухов В. П. Формирование гуманистических взглядов учащихся в деятельности классного руководителя / В. П. Бездухов, В. И. Гусаров. — Самара : СГПУ, 2000. — 163 с.
12. Дробницкий О. Г. Понятие морали / О. Г. Дробницкий. — М. : Наука, 1974. — 388 с.
13. Докучаев И. И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры / И. И. Докучаев. — СПб. : Наука, 2009. — 595 с.
14. Гусейнов А. А. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. — М. : Гардарики, 1998. — 472 с.
15. Гильдебранд Д. Этика / Д. Гильдебранд. — СПб. : Алетейя, 2001. — 570 с.
16. Гартман Н. Этика / Н. Гартман. — СПб. : Владимир Даль, 2002. — 707 с.
17. Воронин Р. М. Сотрудник уголовно-исполнительной системы: образ профессии / Р. М. Воронин, А. М. Киселев, И. А. Ковальчук // Прикладная юридическая психология. — 2017. — № 4. — С. 107–113.
18. Брожик В. Марксистская теория оценки / В. Брожик ; пер. со словац. — М. : Прогресс, 1982. — 264 с.
19. Братусь Б. С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания / Б. С. Братусь // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева. — М. : Смысл, 1999. — С. 284–298.
20. Богомолов О. Т. Мораль, нравственности, этика — три источника нравственного возрождения России / О. Т. Богомолов, В. М. Кривошеев // Экономические стратегии. — 2013. — № 8. — С. 63–67.

Остальные статьи