Дата публикации: 01.10.2022

Разработка опросников «Тест экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях с матерью/отцом»

Аннотация

В статье представлен новый русскоязычный инструмент для оценки детско-родительских отношений, разработанный на основе концепции фундаментальных экзистенциальных мотиваций А. Лэнгле. В процессе экспертизы в фокус-группах был разработан оригинальный русскоязычный набор из 70 утверждений, для валидизации которого были использованы две онлайн-выборки (N = 573 и N = 328). С помощью иерархического кластерного анализа и конфирматорного факторного анализа был получен набор из 36 утверждений, сгруппированных в четыре шкалы, соответствующие четырем фундаментальным экзистенциальным мотивациям, и 12 субшкал, соответствующих предпосылкам фундаментальных мотиваций. Шкалы опросника обладают приемлемой надежностью (α от 0.73 до 0.96; α = 0.98 для общего показателя). Валидность шкал опросника проверялась с помощью корреляционного и регрессионного анализа их связей с показателями методик «Большая пятерка» и «Опросник субъективного отчуждения». Результаты свидетельствуют, что опросники «Тест экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях с матерью/отцом» (ТЭММО-М/О) продемонстрировали высокие показатели внутренней согласованности и надежности. Разработанная методика, предназначенная для интегральной ретроспективной оценки своих отношений с родителями взрослыми людьми, открывает новые возможности для эмпирических исследований в области детско-родительских отношений и может быть использована для решения практических задач психодиагностики, консультирования и психотерапии.




Отношения с родителями являются важной составляющей человеческого бытия с самого раннего детства и на протяжении всего жизненного пути, так что проблема детско-родительского взаимодействия оказывается в фокусе внимания практически всех психологических и психотерапевтических концепций. Так, согласно распространенным представлениям, идущим из психоанализа, отношения с родителями полностью определяют развитие, структуру характера и психопатологию человека, вследствие чего вся его последующая жизнь представляет собой не что иное, как попытку справиться с неудовлетворительным качеством родительской заботы [34].

В конце 1970-х гг. в рамках теории привязанности [2] был разработан специальный опросник — Parental Bonding Instrument (PBI), посредством которого получены значимые корреляции между степенью восприятия эмоциональной теплоты и контроля со стороны родителей и выраженностью симптомов тревоги и депрессии у взрослых людей [42]. Большая часть современных исследований значимости репрезентаций родителей для психологического благополучия взрослого человека также проведены в рамках теории привязанности (см., например, [26; 32; 35; 37; 38]). Очевидно, что репертуар психометрических инструментов для оценки различных показателей детско-родительских отношений нуждается в расширении.

В настоящей статье представлены результаты применения к количественной оценке онтогенетического развития человека теоретической модели современного экзистенциального анализа — концепции фундаментальных экзистенциальных мотиваций [9]. Вначале коротко рассмотрим существующие русскоязычные опросники, направленные на изучение детско-родительских отношений, а затем представим процесс и результаты разработки опросников «Тест экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях с матерью/отцом». Русскоязычные опросники для оценки детско-родительских отношений Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варги и В. В. Столина [3] создан на основе динамической двухфакторной модели родительского отношения, предложенной Е. Шефером и Р. Беллом (см.: [12]), включающей в себя эмоциональный фактор («любовь — ненависть», или «принятие — отвержение») и поведенческий («автономия — контроль). Методика ОРО предназначена для родителей детей 3–10 лет, она состоит из 61 пункта и имеет 5 шкал: «Принятие — отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник». Опросник ОРО получил широкое использование в психодиагностике и диссертационных исследованиях, предпринимались попытки его модификации и повышения психометрических характеристик [4; 10; 13].

Опросник стиля родительского воспитания (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса [23]. Базисом методики является «теория патологизирующего семейного воспитания» Э. Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса, под которым понимаются осознанные и неосознанные воспитательные действия взрослых, создающие условия для хронической фрустрации ребенка и искажения его психического и физического роста [23]. Опросник выявляет 6 типов негармоничного (патологизирующего) воспитания: «потворствующую гиперпротекцию», «доминирующую гиперпротекцию», «повышенную моральную ответственность», «эмоциональное отвержение», «жестокое обращение» и «гипопротекцию». Методика состоит из 130 пунктов, существуют две ее версии: для родителей детей от 3 до 10 лет и для родителей подростков и юношей от 11 до 21 года.

На базе методики АСВ создан опросник «Родителей оценивают дети» (РОД) (см.: [21]). Методика РОД является «зеркальной» версией АСВ и предназначена для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания. Опросник стандартизирован и валидизирован на подростках от 12 до 16 лет и позволяет получить ту же информацию о типе семейного воспитания, что и опросник АСВ.

Список литературы

1. Holland, A. S. Big Five personality traits and relationship quality : Self-reported, observational, and physiological evidence / A. S. Holland, G. I. Roisman // J. of Social and Personal Relationships. — 2008. — Vol. 25, № 5. — P. 811–829.
2. Andrade, C. The Limitations of Online Surveys / C. Andrade // Indian J. of Psychological Medicine. — 2020. — Vol. 42, № 6. — P. 575–576.
3. Bendel-Stenzel, L. C. Infants’ attachment security and children’s self-regulation within and outside the parent-child relationship at kindergarten age : Distinct paths for children varying in anger proneness / L. C. Bendel-Stenzel, D. An, G. Kochanska //
4. Butler, R. R. Gender and Patterns of Concerned Responsiveness in Representations of the Mother-Daughter and Mother-Son Relationship / R. Butler, R. Shalit-Naggar // Child Development. — 2008. — Vol. 79, № 4. — P. 836–851. — <a href="https://doi.org/10.1111/j.14678" target="_blank">https://doi.org/10.1111/j.14678</a>
5. Caprara, G. Prosociality : The contribution of traits, values, and self-efficacy beliefs / G. Caprara, G. Alessandri, N. Eisenberg // J. of Personality and Social Psychology — 2011. — Vol. 102. — P. 1289–1303. — doi: 10.1037/a0025626 36
6. Caspi, A. Personality development : Stability and change / A. Caspi, R. W. Roberts, R. L. Shiner // Annual Reviews of Psychology. — 2005. — Vol. 56. — P. 453–484.
7. Costa, P. Influence of extraversion neuroticism on subjective well-being: happy unhappy people / P. Costa Jr, R. McCrae // J. of Personality and Social Psychology. — 1980. — Vol. 38. — P. 668–678. — doi: 10.1037/0022-3514.38.4.668
8. Fadda, D. Contribution of personal and environmental factors on positive psychological functioning in adolescents / D. Fadda, L. F. Scalas, M. Meleddu // J. of Adolescence. — 2015. — Vol. 43. — P. 119–131. — <a href="https://doi.org/10.1016/j." target="_blank">https://doi.org/10.1016/j.</a> adolescence.2015.05.
9. Feeney, J. A. Transfer of Attachment from Parents to Romantic Partners : Effects of Individual and Relationship Variables / J. A. Feeney // J. of Family Studies. — 2004. — Vol. 10, № 2. — P. 220–238. — <a href="https://doi.org/10.5172/jfs.327.10.2.220" target="_blank">https://doi.org/10.5172/jfs.327.10.2.220</a>
10. Geiser, С. Data Analysis with Mplus / C. Geiser. — N. Y. : Guilford, 2012.
11. Guntrip, H. Psychoanalytic theory, therapy, and the self / H. Guntrip. — N. Y. : Basic Books, 1971.
12. Handbook of attachment : Theory, research and clinical applications / ed. by J. Cassidy, P. R. Shaver. — 3rd ed. — N. Y. : Guilford, 2018.
13. Яремчук, М. В. Особенности привязанности в детско-родительских отношениях и отношениях любви у старших подростков / М. В. Яремчук // Психол. наука и образование. — 2005. — № 3. — С. 86–95. Yaremchuk, M. V. Osobennosti privyazannosti v detsko-roditel`skix
14. Influence of Family of Origin and Adult Romantic Partners on Romantic Attachment Security / R. A. Dinero [et al.] // J. of Family Psychology. — 2008. — Vol. 22, № 3. — P. 622–632.
15. Kochendorfer, L. B. Perceptions of Parent-Child Attachment Relationships and Friendship Qualities : Predictors of Romantic Relationship Involvement and Quality in Adolescence / L. B. Kochendorfer, K. A. Kerns // J. Youth and Adolescence. — 2017. — Vol. 46
16. Maddi, S. The existential neurosis / S. Maddi // J. of Abnormal Psychology. — 1967. — Vol. 72. — P. 311–325. — doi: 10.1037/h0020103
17. Maddi, S. An Alienation Test / S. Maddi, S. Kobasa, M. Hoover // J. of Humanistic Psychology. — 1979. — Vol. 19. — P. 73–76. — doi: 10.1177/002216787901900407
18. Maternal relationship quality and peer social acceptance as mediators between child maltreatment and adolescent depressive symptoms : Gender differences / M. Alto [et al.] // J. of Adolescence. — 2018. — Vol. 63. — P. 19–28. — doi: 10.1016/j. adolescence.
19. Parker, G. A parental bonding instrument / G. Parker, H. Tupling, L. B. Brown // British J. of Medical Psychology. — 1979. — Vol. 52, № 1. — P. 1–10. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.1111/j.2044-8341.1979.tb02487.x
20. Schludermann, S. Notes of the CRPBI-30 / S. Schludermann, E. Schludermann. — Winnipeg : Manitoba, 1988.
21. Schmutte, P. S. Personality and well-being : Reexamining methods and meanings / P. S. Schmutte, C. D. Ryff // J. of Personality and Social Psychology. — 1997. — Vol. 73, № 3. — P. 549–559. — <a href="https://doi.org/10.1037/0022-3514.73.3.549" target="_blank">https://doi.org/10.1037/0022-3514.73.3.549</a>
22. Ukolova, E. M. TEMIR — A test to measure existential motivations in interpersonal relationships : Factorial structure, reliability, and validity / E. M. Ukolova, V. B. Shumskiy, E. N. Osin // Existenzanalyse. — 2014. — Vol. 31, № 2. — P. 5–13.
23. Zahn-Waxler, C. Socialization of emotion : Who influences whom and how? / C. Zahn-Waxler // New Directions for Child and Adolescent Development / ed. by A. Kennedy Root, S. Denham. — San Francisco, 2010. — P. 101–109.
24. Смирнова, Е. О. Методика диагностики структуры родительского отношения и его динамики в онтогенезе ребенка / Е. О. Смирнова, М. В. Соколова // Психол. наука и образование. — 2005. — № 4. — С. 83–91. Smirnova, E. O. Metodika diagnostiki struktury` roditel`
25. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. — М. : Гардарики, 2003. — 477 с. Boulbi, Dzh. Privyazannost` / Dzh. Boulbi. — M. : Gardariki, 2003. — 477 s.
26. Варга, А. Я. Тест-опросник родительского отношения / А. Я. Варга // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / под ред. А. Я. Варги, В. В. Столина. — М., 1988. — С. 107–113.
27. Галасюк, И. Н. Модификация Опросника родительского отношения (А. Я. Варги, В. В. Столина) для семьи, воспитывающей особого ребенка / И. Н. Галасюк, О. В. Митина // Клиническая и специальная психология. — 2017. — Т. 6, № 2. — C. 109–129. — doi: 10.17759/ps
28. Леонтьев, Д. А. Методологические и методические вопросы эмпирического изучения и диагностики личностного потенциала / Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин // Личностный потенциал: структура и диагностика / науч. ред. Д. А. Леонтьев. — М., 2011. — С. 404–423. Leont`
29. Лидерс, А. Г. Исследование представлений об особенностях родительского воспитания «Глазами подростка» и «Глазами родителя» [Электронный ресурс] / А. Г. Лидерс, А. В. Катаев // Изв. Самар. науч. центра РАН. — 2012. — № 2–2. — Режим доступа: <a href="https://cyberle" target="_blank">https://cyberle</a>
30. Лэнгле, А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности / А. Лэнгле. — М. : Генезис, 2005. Le`ngle, A. Person. E`kzistencial`no-analiticheskaya teoriya lichnosti / A. Le`ngle. — M. : Genezis, 2005.
31. Лэнгле, А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций / А. Лэнгле. — М. : Генезис, 2006. Le`ngle, A. Chto dvizhet chelovekom? E`kzistencial`no-analiticheskaya teoriya e`mocij / A. Le`ngle. — M. : Genezis, 2006.
32. Лэнгле, А. Современный экзистенциальный анализ / А. Лэнгле, Е. М. Уколова, В. Б. Шумский. — М. : Юрайт, 2020. Le`ngle, A. Sovremenny`j e`kzistencial`ny`j analiz / A. Le`ngle, E. M. Ukolova, V. B. Shumskij. — M. : Yurajt, 2020.
33. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе : пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. — М. : ВЛАДОС, 2001. — 256 с. Nizhegorodceva, N. V. Psixologo-pedagogicheskaya got
34. Операционализация пятифакторной модели личностных черт на российской выборке / Е. Н. Осин [и др.] // Психология. Психол. диагностика. — 2015. — № 3. — С. 80–104. Operacionalizaciya pyatifaktornoj modeli lichnostny`x chert na rossijskoj vy`borke / E. N. Os
35. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / Д. Я. Райгородский. — Самара : БАХРАХ, 1998. — 672 с. Rajgorodskij, D. Ya. Prakticheskaya psixodiagnostika. Metodiki i testy` : ucheb. posobie / D. Ya. Rajgorodskij. — S
36. Алмазова, О. В. Взаимоотношения братьев и сестер и их связь с привязанностью к матери / О. А. Алмазова, Г. В. Бурменская // Вопр. психологии. — 2015. — № 4. — С. 15–25. Almazova, O. V. Vzaimootnosheniya brat`ev i sester i ix svyaz` s privyazannost`yu k ma
37. Снайдер, М. Ребенок как личность : Становление культуры справедливости и воспитание совести / М. Снайдер, Р. Снайдер, Р. Снайдер-мл. — М. : Смысл ; СПб. : Гармония, 1994. — 237 с. Snajder, M. Rebenok kak lichnost` : Stanovlenie kul`tury` spravedlivosti i
38. Стрижицкая, О. Ю. Позитивное функционирование: эмпирический подход / О. Ю. Стрижицкая // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 2–2. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/pozitivnoefunktsionirovanie-empiricheskiy-po" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/pozitivnoefunktsionirovanie-empiricheskiy-po</a>
39. Тихомирова, Т. Н. Адаптация русскоязычной версии опросника «Детский отчет о родительском отношении» / Т. Н. Тихомирова, С. Б. Малых, Д. А. Гайсина // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2013. — № 3. — С. 47–53.Tixomirova, T. N. Adaptaciya russ
40. Тихомирова, Т. Н. Адаптация русскоязычной версии опросника «Юношеский отчет о родительском отношении» / Т. Н. Тихомирова, Д. А. Гайсина, С. Б. Малых // Сибир. психол. журн. — 2021. — № 81. — С. 126–142. — doi: 10.17223/17267081/81/6 Tixomirova, T. N. Ad
41. Франкл, В. Доктор и душа / В. Франкл. — СПб. : Ювента, 1997. Frankl, V. Doktor i dusha / V. Frankl. — SPb. : Yuventa, 1997.
42. Фромм, Э. Психоанализ и религия. Искусство любить. Иметь или быть? / Э. Фромм. — Киев, 1998. — 400 с. Fromm, E` . Psixoanaliz i religiya. Iskusstvo lyubit` . Imet` ili by`t`? / E` . Fromm. — Kiev, 1998. — 400 s.
43. Фромм, Э. Здоровое общество / Э. Фромм. — М., 2005. Fromm, E` . Zdorovoe obshhestvo / E` . Fromm. — M., 2005.
44. Фурманов, И. А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Н. В. Фурманова. — Минск : Тесей, 1999. — 224 с. Furmanov, I. A. Psixologicheskaya rabota s det`mi, lishenny`mi roditel`skogo popechit
45. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. — Харьков : Фолио, 2003. Xajdegger, M. By`tie i vremya / M. Xajdegger. — Xar`kov : Folio, 2003.
46. Эйдемиллер, Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. — М. ; СПб., 1996. E`jdemiller, E` . G. Metody` semejnoj diagnostiki i psixoterapii / E` . G. E`jdemiller, V. V. Yusticzkis. — M. ; SPb., 1996.

Остальные статьи