Разработка опросников «Тест экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях с матерью/отцом»
Аннотация
В статье представлен новый русскоязычный инструмент для оценки детско-родительских отношений, разработанный на основе концепции фундаментальных экзистенциальных мотиваций А. Лэнгле. В процессе экспертизы в фокус-группах был разработан оригинальный русскоязычный набор из 70 утверждений, для валидизации которого были использованы две онлайн-выборки (N = 573 и N = 328). С помощью иерархического кластерного анализа и конфирматорного факторного анализа был получен набор из 36 утверждений, сгруппированных в четыре шкалы, соответствующие четырем фундаментальным экзистенциальным мотивациям, и 12 субшкал, соответствующих предпосылкам фундаментальных мотиваций. Шкалы опросника обладают приемлемой надежностью (α от 0.73 до 0.96; α = 0.98 для общего показателя). Валидность шкал опросника проверялась с помощью корреляционного и регрессионного анализа их связей с показателями методик «Большая пятерка» и «Опросник субъективного отчуждения». Результаты свидетельствуют, что опросники «Тест экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях с матерью/отцом» (ТЭММО-М/О) продемонстрировали высокие показатели внутренней согласованности и надежности. Разработанная методика, предназначенная для интегральной ретроспективной оценки своих отношений с родителями взрослыми людьми, открывает новые возможности для эмпирических исследований в области детско-родительских отношений и может быть использована для решения практических задач психодиагностики, консультирования и психотерапии.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 04/2022 |
Страницы | 18-36 |
УДК | 159.9.07 |
DOI | 10.51944/20738528_2022_4_18 |
Отношения с родителями являются важной составляющей человеческого бытия с самого раннего детства и на протяжении всего жизненного пути, так что проблема детско-родительского взаимодействия оказывается в фокусе внимания практически всех психологических и психотерапевтических концепций. Так, согласно распространенным представлениям, идущим из психоанализа, отношения с родителями полностью определяют развитие, структуру характера и психопатологию человека, вследствие чего вся его последующая жизнь представляет собой не что иное, как попытку справиться с неудовлетворительным качеством родительской заботы [34].
В конце 1970-х гг. в рамках теории привязанности [2] был разработан специальный опросник — Parental Bonding Instrument (PBI), посредством которого получены значимые корреляции между степенью восприятия эмоциональной теплоты и контроля со стороны родителей и выраженностью симптомов тревоги и депрессии у взрослых людей [42]. Большая часть современных исследований значимости репрезентаций родителей для психологического благополучия взрослого человека также проведены в рамках теории привязанности (см., например, [26; 32; 35; 37; 38]). Очевидно, что репертуар психометрических инструментов для оценки различных показателей детско-родительских отношений нуждается в расширении.
В настоящей статье представлены результаты применения к количественной оценке онтогенетического развития человека теоретической модели современного экзистенциального анализа — концепции фундаментальных экзистенциальных мотиваций [9]. Вначале коротко рассмотрим существующие русскоязычные опросники, направленные на изучение детско-родительских отношений, а затем представим процесс и результаты разработки опросников «Тест экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях с матерью/отцом». Русскоязычные опросники для оценки детско-родительских отношений Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варги и В. В. Столина [3] создан на основе динамической двухфакторной модели родительского отношения, предложенной Е. Шефером и Р. Беллом (см.: [12]), включающей в себя эмоциональный фактор («любовь — ненависть», или «принятие — отвержение») и поведенческий («автономия — контроль). Методика ОРО предназначена для родителей детей 3–10 лет, она состоит из 61 пункта и имеет 5 шкал: «Принятие — отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник». Опросник ОРО получил широкое использование в психодиагностике и диссертационных исследованиях, предпринимались попытки его модификации и повышения психометрических характеристик [4; 10; 13].
Опросник стиля родительского воспитания (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса [23]. Базисом методики является «теория патологизирующего семейного воспитания» Э. Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса, под которым понимаются осознанные и неосознанные воспитательные действия взрослых, создающие условия для хронической фрустрации ребенка и искажения его психического и физического роста [23]. Опросник выявляет 6 типов негармоничного (патологизирующего) воспитания: «потворствующую гиперпротекцию», «доминирующую гиперпротекцию», «повышенную моральную ответственность», «эмоциональное отвержение», «жестокое обращение» и «гипопротекцию». Методика состоит из 130 пунктов, существуют две ее версии: для родителей детей от 3 до 10 лет и для родителей подростков и юношей от 11 до 21 года.
На базе методики АСВ создан опросник «Родителей оценивают дети» (РОД) (см.: [21]). Методика РОД является «зеркальной» версией АСВ и предназначена для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания. Опросник стандартизирован и валидизирован на подростках от 12 до 16 лет и позволяет получить ту же информацию о типе семейного воспитания, что и опросник АСВ.