Дата публикации: 01.04.2022

Тренинг как метод формирования чувства патриотизма

Аннотация

В статье рассматриваются возможности применения и воспитательный потенциал тренинга как метода формирования чувства патриотизма. Приводится программа психологопедагогического тренинга «Мой патриотизм», апробированная на курсантах образовательных организаций МВД России. Описываются порядок применения исследуемого метода в образовательной практике вуза и перспективы его использования.




Современное развитие нашего общества характеризуется кризисными процессами в формировании у граждан духовно-нравственных опор и ценностных ориентиров, которые являются основаниями развития самосознания любого народа, этноса, поколения.

Процесс формирования патриотизма состоит в осуществлении целенаправленного воспитательного воздействия на структуру личности курсантов-полицейских с целью формирования у них любви к малой родине и стране в целом, воспитания чувства гордости за свой народ [3], чувства причастности к своей культуре и истории, родному языку. Успешность процесса формирования чувства патриотизма может быть обусловлена личностью человека, такие особенности нами названы индивидуальными. Процесс воспитания чувства патриотизма, осуществляемый в учебной группе, назван нами коллективным.

Чувство патриотизма развивается путем воздействия различных факторов в ходе образовательного процесса и общественной жизни курсантов, однако главную роль при этом играет процесс воспитания. Эмоциональное отношение к своему Отечеству человек выражает в любви и привязанности к нему, преданности и гордости за его достижения и ответственности за него. Отношение курсанта к себе и своим товарищам по службе, к своему коллективу и служебной деятельности зависит от уровня сформированности чувства патриотизма.

Намеренно или случайно запечатленный в сознании человека негативный образ Родины может вызывать негативные чувства, подчас характеризуемые как ненависть и презрение. Именно поэтому основной проблемой в процессе формировании патриотизма, по мнению Г. В. Здеревой, Е. Н. Иванова, Н. А. Левиной и других исследователей, является неправильно сформированный понятийный аппарат.

Пробуждение патриотических чувств происходит в ходе следующих этапов.

Список литературы

1. 1. Бабаева Г. Т. Исследование методом апогогии («от противного») непосредственных негативных социально-экономических последствий отказа региональных органов исполнительной власти от эффективного управления государственным имуществом на территории субъекта
2. 2. Букетова Н. И. Национальный архетип как движущая сила идеологического мифа / Н. И. Букетова // Социально-гуманитарные проблемы современности : сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. : в 5 ч. (Белгород, 30 сентября 2017 г.) / под общ. ред.
3. 3. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга : учеб. пособие / И. В. Вачков. — М. : Ось-89, 1999. — 136 с.
4. 4. Военная педагогика : учебник / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, В. Н. Герасимов и др. ; под общ. ред. И. А. Алёхина. — 1-е изд. — М., 2022. — 414 с. — (Серия 76, Высшее образование).
5. 5. Гегамян Э. Б. Психологические тренинги в системе высшего образования / Э. Б. Гегамян // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». — 2013. — № 16. — С. 64–68.
6. 6. Гуляев А. С. Кино как средство патриотического воспитания / А. С. Гуляев, М. Н. Евченко // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (67). — С. 749–751.
7. 7. Ипполитова Н. В. Развитие проблемы патриотического воспитания в истории и теории педагогики / Н. В. Ипполитова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. — 2015. — № 1 (25). — С. 4–11.
8. 8. Козырев Г. И. «Враг» и «образ врага» в общественных и политических отношениях [Электронный ресурс] / Г. И. Козырев. — Режим доступа: <a href="http://www.isras.ru/files/File/" target="_blank">http://www.isras.ru/files/File/</a> Socis/2008-01/kozyrev.pdf (дата обращения: 12.04.2022).
9. 9. Лугуева Р. Г. Языковые особенности создания образа врага в российских и западных СМИ / Р. Г. Лугуева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 2–2 (68). — С. 151–155.
10. 10. Майстер Н. П. Сущность и значение тренинга в обучении персонала / Н. П. Майстер, И. А. Стародубцева // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». — 2012. — Т. 1. — С. 93–94.
11. 11. Марьясис И. Б. Социально-психологический тренинг: методы и практические приемы : учеб. пособие / И. Б. Марьясис ; М-во внутренних дел Российской Федерации, Московский ун-т. — М. : МосУ МВД РФ, 2006. — 67 с.

Остальные статьи