Тренинг как метод формирования чувства патриотизма
Аннотация
В статье рассматриваются возможности применения и воспитательный потенциал тренинга как метода формирования чувства патриотизма. Приводится программа психологопедагогического тренинга «Мой патриотизм», апробированная на курсантах образовательных организаций МВД России. Описываются порядок применения исследуемого метода в образовательной практике вуза и перспективы его использования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2022 |
Страницы | 217-228 |
УДК | 37.02 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_2_217 |
Современное развитие нашего общества характеризуется кризисными процессами в формировании у граждан духовно-нравственных опор и ценностных ориентиров, которые являются основаниями развития самосознания любого народа, этноса, поколения.
Процесс формирования патриотизма состоит в осуществлении целенаправленного воспитательного воздействия на структуру личности курсантов-полицейских с целью формирования у них любви к малой родине и стране в целом, воспитания чувства гордости за свой народ [3], чувства причастности к своей культуре и истории, родному языку. Успешность процесса формирования чувства патриотизма может быть обусловлена личностью человека, такие особенности нами названы индивидуальными. Процесс воспитания чувства патриотизма, осуществляемый в учебной группе, назван нами коллективным.
Чувство патриотизма развивается путем воздействия различных факторов в ходе образовательного процесса и общественной жизни курсантов, однако главную роль при этом играет процесс воспитания. Эмоциональное отношение к своему Отечеству человек выражает в любви и привязанности к нему, преданности и гордости за его достижения и ответственности за него. Отношение курсанта к себе и своим товарищам по службе, к своему коллективу и служебной деятельности зависит от уровня сформированности чувства патриотизма.
Намеренно или случайно запечатленный в сознании человека негативный образ Родины может вызывать негативные чувства, подчас характеризуемые как ненависть и презрение. Именно поэтому основной проблемой в процессе формировании патриотизма, по мнению Г. В. Здеревой, Е. Н. Иванова, Н. А. Левиной и других исследователей, является неправильно сформированный понятийный аппарат.
Пробуждение патриотических чувств происходит в ходе следующих этапов.