Дата публикации: 01.04.2022

Технологические аспекты формирования компетенций в электронной информационной образовательной среде военного вуза

Аннотация

В статье представлены основные концептуальные и технологические аспекты подготовки военных специалистов с применением информационных образовательных технологий в вузах МО РФ. Раскрыты основные положения и элементы организации обучения в электронной информационно-образовательной среде при реализации теоретических и прикладных основ военной педагогики в контексте компетентностного подхода.




С внедрением в практику подготовки специалистов в высших учебных заведениях новых образовательных стандартов ключевое значение приобрел технолого-педагогический аспект реализации информационно-коммуникационных технологий в образовании в виде электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). В системе высшего военного образования существует необходимость разработки специфических педагогических решений в проектировании ЭИОС с учетом особенностей образовательных программ и учебных планов, а также требуемых результатов формирования специализированных компетенций специалистов [1, с. 174–176].

В ГОСТ Р 57724-2017 ЭИОС представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов (электронных образовательных ресурсов, средств информационно-коммуникационных технологий, автоматизированных систем), которые являются базисом для поддержки обучающихся в освоении основных образовательных программ (ООП) на качественном уровне независимо от их локации. Определение термина «электронное обучение» дано в Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данный термин раскрыт через организацию образовательной деятельности с применением информации, которая интегрирована в базы данных и используется при реализации ООП, при этом информационные технологии и специальные технические средства обеспечивают ее обработку, а информационно-телекоммуникационные сети поддерживают ее передачу по линиям связи и обеспечивают взаимодействие между обучающимися и преподавательским составом. В Вооруженных силах РФ были разработаны и реализуются целевые программы комплексного развития технических средств обучения, в которых определены следующие принципы создания электронной образовательной среды и тренажерных комплексов [4]:

— стандартизации, устойчивости и надежности программного обеспечения;

— генерирования различных сценариев военных действий с целью создания различных вариантов моделей учебно-боевой обстановки;

— многомерной визуализации виртуального учебно-боевого пространства, имитации динамических нагрузок на обучающихся;

Список литературы

1. Алёхин И. А. Интеграция интеллектуальных технологий в профессиональную подготовку военных специалистов / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, Т. Н. Герасимова // Мир образования — образование в мире. — 2016. — № 4 (64). — С. 147–151.
2. Алёхин И. А. Дидактическое проектирование инновационных технологий профессиональной подготовки слушателей (курсантов) в военном вузе / И. А. Алёхин // Казанская наука. — 2016. — № 10. — С. 32.
3. Алёхин И. А. О роли технологического обеспечения профессиональной подготовки слушателей и курсантов военных вузов / И. А. Алёхин, Т. С. Сливин // Военный академический журнал. — 2014. — № 3. — С. 43–47.
4. Алёхин И. А. К вопросу формирования профессиональных компетенций военных специалистов на основе тренажно-эргатической системы информационно-лингвистической подготовки / И. А. Алёхин, Ю. А. Ленев, С. Ю. Зеленцов // Мир образования — образование в мире.
5. Военная педагогика : учебник / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, В. Н. Герасимов и др. ; под общ. ред. И. А. Алёхина. — 1-е изд. — М., 2022. — 414 с. — (Серия 76, Высшее образование).
6. Зеленцов С. Ю. Применение тренажно-моделирующих эргатических
7. систем для подготовки боевых расчетов радиотехнических комплексов / С. Ю. Зеленцов, Ю. И. Серебряков, А. П. Михаленко // Научная мысль. — 2018. — Т. 4. — Вып. № 2 (28). — С. 68–73.
8. Ленев Ю. А. Применение тренажно-моделирующих эргатических систем в процессе профессиональной подготовки специалистов в технических вузах / Ю. А. Ленев, А. И. Шишков, С. Ю. Зеленцов // Мир образования — образование в мире. — 2019. — № 1 (73). — С. 192–1
9. Павленко А. В. Подход к нейросетевой классификации текстовых документов с использованием семантических признаков / А. В. Павленко, А. Ю. Новиков // Наукоемкие технологии. — 2015. — № 12. — С. 67–70.

Остальные статьи