Технологические аспекты формирования компетенций в электронной информационной образовательной среде военного вуза
Аннотация
В статье представлены основные концептуальные и технологические аспекты подготовки военных специалистов с применением информационных образовательных технологий в вузах МО РФ. Раскрыты основные положения и элементы организации обучения в электронной информационно-образовательной среде при реализации теоретических и прикладных основ военной педагогики в контексте компетентностного подхода.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2022 |
Страницы | 209-216 |
УДК | 378.164/.169 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_2_209 |
С внедрением в практику подготовки специалистов в высших учебных заведениях новых образовательных стандартов ключевое значение приобрел технолого-педагогический аспект реализации информационно-коммуникационных технологий в образовании в виде электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). В системе высшего военного образования существует необходимость разработки специфических педагогических решений в проектировании ЭИОС с учетом особенностей образовательных программ и учебных планов, а также требуемых результатов формирования специализированных компетенций специалистов [1, с. 174–176].
В ГОСТ Р 57724-2017 ЭИОС представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов (электронных образовательных ресурсов, средств информационно-коммуникационных технологий, автоматизированных систем), которые являются базисом для поддержки обучающихся в освоении основных образовательных программ (ООП) на качественном уровне независимо от их локации. Определение термина «электронное обучение» дано в Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данный термин раскрыт через организацию образовательной деятельности с применением информации, которая интегрирована в базы данных и используется при реализации ООП, при этом информационные технологии и специальные технические средства обеспечивают ее обработку, а информационно-телекоммуникационные сети поддерживают ее передачу по линиям связи и обеспечивают взаимодействие между обучающимися и преподавательским составом. В Вооруженных силах РФ были разработаны и реализуются целевые программы комплексного развития технических средств обучения, в которых определены следующие принципы создания электронной образовательной среды и тренажерных комплексов [4]:
— стандартизации, устойчивости и надежности программного обеспечения;
— генерирования различных сценариев военных действий с целью создания различных вариантов моделей учебно-боевой обстановки;
— многомерной визуализации виртуального учебно-боевого пространства, имитации динамических нагрузок на обучающихся;