Об особенностях применения технологии сторителлинга в обучении иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному
Аннотация
В статье рассматриваются возможности применения технологии сторителлинга в русскоязычной подготовке иностранных военнослужащих на занятиях по русскому языку как иностранному. Раскрываются суть данной технологии, ее задачи, приводятся классификация видов сторителлинга, показатели ее успешного применения. Представлены различные виды применения сторителлинга в преподавании русского языка как иностранного.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2022 |
Страницы | 200-208 |
УДК | 37.02 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_2_200 |
Для преподавателя, обучающего иностранных военнослужащих русскому языку, на подготовительном курсе наиболее важной и сложной задачей представляется развитие коммуникативных навыков общения. Для достижения успеха в коммуникации на русском языке требуется достаточно большое количество времени и ресурсов памяти, так как зачастую у курсанта возникает когнитивный диссонанс из-за несоответствия ожидаемого результата в коммуникации при затрачиваемых усилиях на изучение, например, безграничного множества падежных окончаний. Одним из эффективных способов снятия лингвистических трудностей в обучении свободному говорению является, на наш взгляд, сторителлинг [12].
Сторителлинг — это технология, помогающая совершенствовать монологическую речь обучающихся. Это изучение языка с помощью небольших историй на разные темы. Истории позволяют использовать аутентичный материал, помогают отработать грамматику и лексику, способствуют развитию воображения, говорения, аудирования, письма. Сторителлинг в методике русского языка как иностранного (РКИ) является действительно эффективным методом, позволяющим решать важную задачу формирования и развития коммуникативной компетенции [8, с. 125–130].
Многолетний опыт преподавания русского языка позволяет нам утверждать, что элементы сторителлинга (особенно на начальном этапе) гармонично вписываются в ход занятия независимо от того, какой методики и принципа обучения придерживается преподаватель. В Черноморском высшем военно-морском училище имени П. С. Нахимова преподаватели РКИ регулярно применяют на занятиях технологию сторителлинга, эффективность которой бесспорна. Мы будем говорить о специфических навыках сторителлинга, владение которыми помогает оратору увлекательно рассказывать истории.
Метод сторителлинга был впервые разработан главой международной компании Armstrong International Д. Армстронгом в 90-х годах XX века. В отечественной методике особенности работы с данной технологией описываются в публикациях таких авторов, как Е. А. Глазкова, К. П. Гопиус, А. А. Попов, Э. В. Эрдниева [13] и т. д. А. В. Поначугин отмечает, что «важность использования интерактивных технологий в образовании обусловлена требованиями современного мира. Они выполняют множество полезных функций при использовании их в учебном процессе: мотивируют обучающихся на получение знаний, активируют познавательную деятельность, расширяют возможности обучающей среды, формируют коммуникативную и ИКТ-компетенции» [9, с. 6]. Сторителлинг, на наш взгляд, является одной из основных технологий для формирования русскоязычной коммуникативной успешности иностранных курсантов и помогает преподавателю организовать активную речевую деятельность обучающихся с различными психологическими характеристиками и моделями речевого поведения. Организация занятия с элементами сторителлинга предполагает планирование речевого воздействия преподавателя на каждого обучающегося, учет «регулятивности — системы скоординированных коммуникативных действий по управлению диалогическим общением» [6, с. 8]. Иначе говоря, речевая коммуникация на занятиях РКИ — это не хаотичный, спонтанно возникающий, не поддающийся планированию процесс, а управляемая деятельность.
Отметим, что на начальном этапе обучения русскому языку иностранных курсантов проводить все занятие в форме рассказывания историй нецелесообразно по причине возрастных, психологических особенностей обучающихся и недостаточно сформированных у них грамматических на выков. Однако на каждом занятии возможно использование элементов сторителлинга, органично встроенных в ход занятия, что позволит решить трудную задачу формирования и развития коммуникативной компетенции у иностранных военнослужащих на русском языке [2, с. 146–155].