Дата публикации: 01.04.2022

Об особенностях применения технологии сторителлинга в обучении иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному

Аннотация

В статье рассматриваются возможности применения технологии сторителлинга в русскоязычной подготовке иностранных военнослужащих на занятиях по русскому языку как иностранному. Раскрываются суть данной технологии, ее задачи, приводятся классификация видов сторителлинга, показатели ее успешного применения. Представлены различные виды применения сторителлинга в преподавании русского языка как иностранного.




Для преподавателя, обучающего иностранных военнослужащих русскому языку, на подготовительном курсе наиболее важной и сложной задачей представляется развитие коммуникативных навыков общения. Для достижения успеха в коммуникации на русском языке требуется достаточно большое количество времени и ресурсов памяти, так как зачастую у курсанта возникает когнитивный диссонанс из-за несоответствия ожидаемого результата в коммуникации при затрачиваемых усилиях на изучение, например, безграничного множества падежных окончаний. Одним из эффективных способов снятия лингвистических трудностей в обучении свободному говорению является, на наш взгляд, сторителлинг [12].

Сторителлинг — это технология, помогающая совершенствовать монологическую речь обучающихся. Это изучение языка с помощью небольших историй на разные темы. Истории позволяют использовать аутентичный материал, помогают отработать грамматику и лексику, способствуют развитию воображения, говорения, аудирования, письма. Сторителлинг в методике русского языка как иностранного (РКИ) является действительно эффективным методом, позволяющим решать важную задачу формирования и развития коммуникативной компетенции [8, с. 125–130].

Многолетний опыт преподавания русского языка позволяет нам утверждать, что элементы сторителлинга (особенно на начальном этапе) гармонично вписываются в ход занятия независимо от того, какой методики и принципа обучения придерживается преподаватель. В Черноморском высшем военно-морском училище имени П. С. Нахимова преподаватели РКИ регулярно применяют на занятиях технологию сторителлинга, эффективность которой бесспорна. Мы будем говорить о специфических навыках сторителлинга, владение которыми помогает оратору увлекательно рассказывать истории.

Метод сторителлинга был впервые разработан главой международной компании Armstrong International Д. Армстронгом в 90-х годах XX века. В отечественной методике особенности работы с данной технологией описываются в публикациях таких авторов, как Е. А. Глазкова, К. П. Гопиус, А. А. Попов, Э. В. Эрдниева [13] и т. д. А. В. Поначугин отмечает, что «важность использования интерактивных технологий в образовании обусловлена требованиями современного мира. Они выполняют множество полезных функций при использовании их в учебном процессе: мотивируют обучающихся на получение знаний, активируют познавательную деятельность, расширяют возможности обучающей среды, формируют коммуникативную и ИКТ-компетенции» [9, с. 6]. Сторителлинг, на наш взгляд, является одной из основных технологий для формирования русскоязычной коммуникативной успешности иностранных курсантов и помогает преподавателю организовать активную речевую деятельность обучающихся с различными психологическими характеристиками и моделями речевого поведения. Организация занятия с элементами сторителлинга предполагает планирование речевого воздействия преподавателя на каждого обучающегося, учет «регулятивности — системы скоординированных коммуникативных действий по управлению диалогическим общением» [6, с. 8]. Иначе говоря, речевая коммуникация на занятиях РКИ — это не хаотичный, спонтанно возникающий, не поддающийся планированию процесс, а управляемая деятельность.

Отметим, что на начальном этапе обучения русскому языку иностранных курсантов проводить все занятие в форме рассказывания историй нецелесообразно по причине возрастных, психологических особенностей обучающихся и недостаточно сформированных у них грамматических на выков. Однако на каждом занятии возможно использование элементов сторителлинга, органично встроенных в ход занятия, что позволит решить трудную задачу формирования и развития коммуникативной компетенции у иностранных военнослужащих на русском языке [2, с. 146–155].

Список литературы

1. 1. Алёхин И. А. Структурно содержательная характеристика процесса формирования научного мировоззрения у иностранных военнослужащих в вузах Министерства обороны Российской Федерации / И. А. Алёхин, И. С. Измайлова // Мир образования — образование в мире. —
2. 2. Алёхин И. А. Психологические условия развития познавательной самостоятельности обучающихся на основе интерактивных дидактических технологий / И. А. Алёхин, Н. А. Давыдов, А. В. Деникин, А. Д. Лазукин // Мир образования — образование в мире. — 2021. — №
3. 3. Алёхин И. А. Системный анализ развития процесса профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в российских военных вузах / И. А. Алёхин, А. А. Булков // Право и образование. — 2007. — № 2. — С. 74–81.
4. 4. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 2. — С. 11–15.
5. 5. Викулова Е. А. Визуальный сторителлинг. Основные элементы [Электронный ресурс] / Е. А. Викулова. — Режим доступа: <a href="http:" target="_blank">http:</a> //visualstorytelling.ru /2016/07/29/ vizual-ny-j-storitelling-osnovny-e-e-lementy (дата обращения: 01.06.2022).
6. 6. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М. : Просвещение, 1969. — 214 с.
7. 7. Ланщикова Г. А. Применение метода сторителлинга в обучении студентов-дизайнеров предпроектному анализу / Г. А. Ланщикова // Вестник Омского государственного университета. Гуманитарные исследования. — 2017. — № 4 (17). — С. 2–7.
8. 8. Поздняков О. Г. Особенности реализации интерактивных дидактических технологий в образовательном процессе военных вузов на основе опыта, полученного в ходе специальных операций за пределами Российской Федерации / О. Г. Поздняков, И. А. Алёхин // Военный
9. 9. Поначугин А. В. Практика использования интерактивных технологий для подготовки бакалавров прикладной информатики в период пандемии COVID-19 / А. В. Поначугин // Вестник Мининского университета. — 2020. — Т. 8, № 4. — С. 6.
10. 10. Пяткова О. Б. Метод сторителлинга в обучении / О. Б. Пяткова // Школьные технологии. — 2018. — № 6. — С. 41–45.
11. 11. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй / А. Симмонс ; пер. А. Анвара. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 272 с.
12. 12. Теория обучения и педагогические технологии / И. А. Алёхин, Е. И. Федак, А. В. Деникин и др. — 2-е изд., перераб. — М., 2019.
13. 13. Эрдниева Э. В. Storytelling как средство формирования коммуникативной компетенции бакалавров гуманитарного профиля [Электронный ресурс] // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». — Режим доступа: <a href="https://interactive-plus.ru/e-articles/131/" target="_blank">https://interactive-plus.ru/e-articles/131/</a> Ac

Остальные статьи