Педагогические условия эффективной реализации дидактического потенциала музыкальных информационных технологий в подготовке военных дирижеров
Аннотация
В статье раскрываются особенности профессиональной подготовки военного дирижера и педагогические основы успешной реализации в ней дидактического потенциала музыкальных информационных технологий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2022 |
Страницы | 191-199 |
УДК | 37.02 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_2_191 |
Профессия военного дирижера появилась более 300 лет назад и берет свое начало с формирования Вооруженных сил нашего государства. Первоначально, выступая средством обеспечения воинских ритуалов, военные оркестры постепенно превратились в фундаментальный компонент общественной жизни, участвуя в различных государственно-публичных мероприятиях. В настоящее время мобилизационной готовности Вооруженных сил к любым внешним воздействиям управление военно-музыкальным коллективом, который повышает боеготовность частей и подразделений, требует более основательной и разносторонней профессиональной подготовки будущих военных дирижеров.
В современной военно-музыкальной практике востребован специалист, не только хорошо оснащенный теоретически, грамотно ориентирующийся в профессиональных вопросах, но и умеющий принимать оригинальные решения в различных сферах профессиональной деятельности. Он должен владеть «комплексом профессиональных компетенций, быть готовым к ведению профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся условиях, использовать свой образовательный потенциал при решении задач управления военно-музыкальным коллективом, непрерывно работать над развитием своих творческих способностей и стремиться к саморазвитию в условиях динамично изменяющейся профессиональной среды» [11, с. 47–50].
Вместе с тем опрос, проведенный с руководящим и преподавательским составом, позволил выявить отношение преподавательского состава к различным аспектам качественных изменений в профессиональной подготовке военных дирижеров. Так, потребность к изменениям в профессиональной подготовке военного дирижера отметили 25 % респондентов, о готовности к осуществлению инновационных изменений в педагогической деятельности заявили 13 % респондентов, о способности диагностировать качество подготовки курсантов и управлять ею сказали 7 % респондентов, о недостаточности знаний и современных научных подходах к развитию военно-дирижерского образования говорили 84 % респондентов.
Вопросами подготовки дирижеров и военных дирижеров в разное время занимались Н. А. Римский-Корсаков, Т. К. Маякин, В. И. Тутунов, Х. М. Хаханян Л. М. Гинзбург, И. А. Мусин, А. М. Немирский, И. В. Цупиков, М. М. Ахметшин, В. Б. Ковальский, Ф. О. Самонин и др.
Так, раскрывая подготовку военных дирижеров, И. В. Цупиков определил ее сущность как формирование творческой индивидуальности курсантов и развитие состязательности в их учебной деятельности, а содержанием стала системная совокупность профессиональных компетенций военного дирижера: способность успешно переносить предельные физические и психологические нагрузки военно-дирижерской деятельности; готовность к ведению профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся условиях; способность к эффективным, в том числе педагогическим коммуникациям; способность к гибкой реализации и трансформации своего педагогического потенциала при решении организационных и педагогических задач управления военно-музыкальным коллективом; способность быть лидером в коллективе; способность непрерывно работать над развитием своих творческих способностей и стремиться к саморазвитию в условиях динамично развивающейся профессиональной среды [1, с. 147–151].