Дата публикации: 01.04.2022

Педагогические условия эффективной реализации дидактического потенциала музыкальных информационных технологий в подготовке военных дирижеров

Аннотация

В статье раскрываются особенности профессиональной подготовки военного дирижера и педагогические основы успешной реализации в ней дидактического потенциала музыкальных информационных технологий.




Профессия военного дирижера появилась более 300 лет назад и берет свое начало с формирования Вооруженных сил нашего государства. Первоначально, выступая средством обеспечения воинских ритуалов, военные оркестры постепенно превратились в фундаментальный компонент общественной жизни, участвуя в различных государственно-публичных мероприятиях. В настоящее время мобилизационной готовности Вооруженных сил к любым внешним воздействиям управление военно-музыкальным коллективом, который повышает боеготовность частей и подразделений, требует более основательной и разносторонней профессиональной подготовки будущих военных дирижеров.

В современной военно-музыкальной практике востребован специалист, не только хорошо оснащенный теоретически, грамотно ориентирующийся в профессиональных вопросах, но и умеющий принимать оригинальные решения в различных сферах профессиональной деятельности. Он должен владеть «комплексом профессиональных компетенций, быть готовым к ведению профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся условиях, использовать свой образовательный потенциал при решении задач управления военно-музыкальным коллективом, непрерывно работать над развитием своих творческих способностей и стремиться к саморазвитию в условиях динамично изменяющейся профессиональной среды» [11, с. 47–50].

Вместе с тем опрос, проведенный с руководящим и преподавательским составом, позволил выявить отношение преподавательского состава к различным аспектам качественных изменений в профессиональной подготовке военных дирижеров. Так, потребность к изменениям в профессиональной подготовке военного дирижера отметили 25 % респондентов, о готовности к осуществлению инновационных изменений в педагогической деятельности заявили 13 % респондентов, о способности диагностировать качество подготовки курсантов и управлять ею сказали 7 % респондентов, о недостаточности знаний и современных научных подходах к развитию военно-дирижерского образования говорили 84 % респондентов.

Вопросами подготовки дирижеров и военных дирижеров в разное время занимались Н. А. Римский-Корсаков, Т. К. Маякин, В. И. Тутунов, Х. М. Хаханян Л. М. Гинзбург, И. А. Мусин, А. М. Немирский, И. В. Цупиков, М. М. Ахметшин, В. Б. Ковальский, Ф. О. Самонин и др.

Так, раскрывая подготовку военных дирижеров, И. В. Цупиков определил ее сущность как формирование творческой индивидуальности курсантов и развитие состязательности в их учебной деятельности, а содержанием стала системная совокупность профессиональных компетенций военного дирижера: способность успешно переносить предельные физические и психологические нагрузки военно-дирижерской деятельности; готовность к ведению профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся условиях; способность к эффективным, в том числе педагогическим коммуникациям; способность к гибкой реализации и трансформации своего педагогического потенциала при решении организационных и педагогических задач управления военно-музыкальным коллективом; способность быть лидером в коллективе; способность непрерывно работать над развитием своих творческих способностей и стремиться к саморазвитию в условиях динамично развивающейся профессиональной среды [1, с. 147–151].

Список литературы

1. 1. Алёхин И. А. Интеграция интеллектуальных технологий в профессиональную подготовку военных специалистов / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, Т. Н. Герасимова // Мир образования — образование в мире. — 2016. — № 4 (64). — С. 147–151.
2. 2. Алёхин И. А. Реализация идей И. М. Сеченова и И. П. Павлова в содержании метода упражнения / И. А. Алёхин, Д. С. Разуваев // Мир образования — образование в мире. — 2019. — № 3 (75). — С. 86–92.
3. 3. Алёхин И. А. Педагогический инструментарий формирования компетенций в высшей школе / И. А. Алёхин, И. С. Казаков, У. А. Казакова // Мир образования — образование в мире. — 2018. — № 1 (69). — С. 171–178.
4. 4. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] : 30 т. на трех CD. — М. : Бол. рос. энцикл., 2003. — 3 электрон. опт. диска (CD).
5. 5. Военная педагогика : учебник / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, В. Н. Герасимов и др. ; под общ. ред. И. А. Алехина. — 1-е изд. — М., 2022. — 414 с. — (Серия 76, Высшее образование).
6. 6. Герасимова Т. Н. Основные направления реализации педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части / Т. Н. Герасимова, Ф. О. Самонин // Мир образования — образование в мире. — 2016. — № 2 (62). — С. 160–163.
7. 7. Герасимова Т. Н. Психолого-педагогические аспекты самосовершенствования преподавателя военного вуза / Т. Н. Герасимова, В. Б. Ковальский / в сб.: Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития : сб. науч. ст. II Вс
8. 8. Ермоленко А. Л. Музыкальная информатика : учебник / А. Л. Ермоленко, В. В. Ляшенко, С. С. Тихомиров. — М., 2020. — 76 с., нот.
9. 9. Митрахович В. А. Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума : автореф. дис. … д-ра пед. наук / В. А. Митрахович. — Волгоград, 2012.
10. 10. Теория обучения и педагогические технологии / И. А. Алёхин, Е. И. Федак, А. В. Деникин и др. — 2-е изд., перераб. — М., 2019.
11. 11. Цупиков И. В. К вопросу педагогической сущности процесса профессиональной подготовки военных дирижеров / И. В. Цупиков // Армия и общество: научно-информационный журнал. — 2012. — № 4 (32). — С. 47–50.

Остальные статьи