Дидактическое сопровождение применения программного комплекса «Образование-МО» в обучении слушателей военных вузов
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы дидактического сопровождения применяемых в военных вузах различного рода программных комплексов типа «Образование-МО». Представленный материал дает основания утверждать, что основными его элементами являются 176 цифровая информационно-образовательная среда и цифровой образовательный контент, которые обеспечивают взаимодействие обучающих и обучающихся на основе выявленных дидактических закономерностей и противоречий, возникающих в ходе обучения слушателей, и сформулированных принципов, предъявляющих дидактические требования к процессу обучения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2022 |
Страницы | 175-183 |
УДК | 37.02 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_2_175 |
Важным приоритетом текущего столетия выступает процесс информатизации общества, всецело затрагивающий большинство сфер общественной жизни, в том числе и образования. Стремительное развитие информационно-коммуникационных и цифровых технологий привело к информатизации экономики, здравоохранения, производства, строительства, сельского и городского хозяйства, культуры, науки и образования.
Как известно, отечественная педагогическая наука начиная с 1980-х годов занимается изучением проблем информатизации общества и ее влияния на сферу образования. У истоков информатизации образования стояли выдающиеся академики А. П. Ершов, Е. П. Велихов, Н. Н. Красовский, В. А. Мельников, разработавшие концепцию информатизации образования. Позднее идеи ученых-основоположников нашли свое отражение в работах, посвященных теоретическим основам развития образования в условиях информатизации общества (Астафьев Н. Е., Монахов В. М., Велихов Е. П., Разумовский В. Г., Кузнецов Э. И. и др.), проектированию процесса обучения с использованием средств информационных технологий (Беспалько В. П., Бабичев А. П., Гершунский Б. С., Лапчик М. П., Руденко Ю. С., Уваров А. Ю., Хуторской А. В. и др.), психолого-педагогическому обоснованию возможностей использования информационных технологий обучения в образовании (Амосов Н. М., Архангельский С. И., Гальперин П. Я., Глушков И. М., Латышев В. Л., Машбиц Е. И., Талызина Н. Ф. и др.).
Вместе с тем быстрота изменений, происходящих в сфере образования и в областях, связанных с развитием информационных технологий, заставляет пересматривать вопросы обучения в условиях объективной реальности с учетом современного этапа научно-технического прогресса. Стремительное развитие средств информационных технологий открывает новые возможности, которые находят свое отражение в исследовательской деятельности Л. Х. Зайнутдиновой, И. В. Роберт, И. А. Румянцева, Л. П. Мартиросяна, А. А. Авузы, А. А. Андреева, И. Д. Рудинского, А. Ю. Кравцова, С. В. Панюкова и др. В данных работах освещаются вопросы эффективного и безопасного применения средств информационно-коммуникационных технологий в обучении, создания информационной среды управления образовательной деятельностью, выявления дидактических возможностей информационных технологий и педагогическая целесообразность их реализации.
Значительный вклад в разработку теории и практики дидактического обеспечения информационно-образовательной среды вуза внесли труды А. А. Авузы, И. А. Алёхина, Е. В. Лобановой, И. В. Тренина, С. И. Орлова. В данных работах освещены научные и прикладные положения интеграции информационных и дидактических ресурсов в образовательном процессе, обоснованы пути совершенствования образовательного процесса [4, с. 7–10].
Изучению негативных последствий использования средств информационных, коммуникационных и цифровых технологий посвящены работы В. В. Головинского, Р. А. Дорофеева, О. Н. Четвериковой [5; 9].