Дата публикации: 01.04.2022

Дидактическое сопровождение применения программного комплекса «Образование-МО» в обучении слушателей военных вузов

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы дидактического сопровождения применяемых в военных вузах различного рода программных комплексов типа «Образование-МО». Представленный материал дает основания утверждать, что основными его элементами являются 176 цифровая информационно-образовательная среда и цифровой образовательный контент, которые обеспечивают взаимодействие обучающих и обучающихся на основе выявленных дидактических закономерностей и противоречий, возникающих в ходе обучения слушателей, и сформулированных принципов, предъявляющих дидактические требования к процессу обучения.




Важным приоритетом текущего столетия выступает процесс информатизации общества, всецело затрагивающий большинство сфер общественной жизни, в том числе и образования. Стремительное развитие информационно-коммуникационных и цифровых технологий привело к информатизации экономики, здравоохранения, производства, строительства, сельского и городского хозяйства, культуры, науки и образования.

Как известно, отечественная педагогическая наука начиная с 1980-х годов занимается изучением проблем информатизации общества и ее влияния на сферу образования. У истоков информатизации образования стояли выдающиеся академики А. П. Ершов, Е. П. Велихов, Н. Н. Красовский, В. А. Мельников, разработавшие концепцию информатизации образования. Позднее идеи ученых-основоположников нашли свое отражение в работах, посвященных теоретическим основам развития образования в условиях информатизации общества (Астафьев Н. Е., Монахов В. М., Велихов Е. П., Разумовский В. Г., Кузнецов Э. И. и др.), проектированию процесса обучения с использованием средств информационных технологий (Беспалько В. П., Бабичев А. П., Гершунский Б. С., Лапчик М. П., Руденко Ю. С., Уваров А. Ю., Хуторской А. В. и др.), психолого-педагогическому обоснованию возможностей использования информационных технологий обучения в образовании (Амосов Н. М., Архангельский С. И., Гальперин П. Я., Глушков И. М., Латышев В. Л., Машбиц Е. И., Талызина Н. Ф. и др.).

Вместе с тем быстрота изменений, происходящих в сфере образования и в областях, связанных с развитием информационных технологий, заставляет пересматривать вопросы обучения в условиях объективной реальности с учетом современного этапа научно-технического прогресса. Стремительное развитие средств информационных технологий открывает новые возможности, которые находят свое отражение в исследовательской деятельности Л. Х. Зайнутдиновой, И. В. Роберт, И. А. Румянцева, Л. П. Мартиросяна, А. А. Авузы, А. А. Андреева, И. Д. Рудинского, А. Ю. Кравцова, С. В. Панюкова и др. В данных работах освещаются вопросы эффективного и безопасного применения средств информационно-коммуникационных технологий в обучении, создания информационной среды управления образовательной деятельностью, выявления дидактических возможностей информационных технологий и педагогическая целесообразность их реализации.

Значительный вклад в разработку теории и практики дидактического обеспечения информационно-образовательной среды вуза внесли труды А. А. Авузы, И. А. Алёхина, Е. В. Лобановой, И. В. Тренина, С. И. Орлова. В данных работах освещены научные и прикладные положения интеграции информационных и дидактических ресурсов в образовательном процессе, обоснованы пути совершенствования образовательного процесса [4, с. 7–10].

Изучению негативных последствий использования средств информационных, коммуникационных и цифровых технологий посвящены работы В. В. Головинского, Р. А. Дорофеева, О. Н. Четвериковой [5; 9].

Список литературы

1. 1. Алёхин И. А. Безопасность образования. Миф или реальность? / И. А. Алёхин // Мир образования — образование в мире. — 2011. — № 1 (41). — С. 32–40.
2. 2. Алёхин И. А. Педагогическая идентификация рисков информационной безопасности обучающихся / И. А. Алёхин, Н. А. Чесноков // Мир образования — образование в мире. — 2014. — № 3 (55). — С. 161–168.
3. 3. Алёхин И. А. Угрозы и опасности психолого-педагогического характера для образовательных систем Российской Федерации / И. А. Алёхин, Н. А. Чесноков // Мир образования — образование в мире. — 2014. — № 2 (54). — С. 162–168.
4. 4. Алёхин И. А. Актуальные тенденции воспитания и обучения в военных вузах на основе информационных ресурсов / И. А. Алёхин, И. В. Тренин // Образовательные ресурсы и технологии. — 2018. — № 1 (22). — С. 7–10.
5. 5. Головинский В. В. Цифровизация образования как процесс расчеловечивания обучения [Электронный ресурс] / В. В. Головинский, Р. А. Дорофеев. — Режим доступа: <a href="http://www." target="_blank">http://www.</a> oboznik.ru/science_journal/2021/cifrovizaciya-obrazovaniya-kak-process-raschelovechi
6. 6. Мержвинская Л. В. Проблема внедрения автоматизированных систем управления образовательной деятельностью в высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации в рамках электронной информационно-образовательной среды / Л. В. Мержвинская,
7. 7. Специальное программное обеспечение управления образовательной деятельностью военной образовательной организации Министерства обороны Российской Федерации и формирования информационно-образовательной среды военной образовательной организации Министерст
8. 8. Тренин И. В. Интеграция информационных и дидактических ресурсов в образовательном процессе военного вуза : дис. … канд. пед. наук / И. В. Тренин. — М., 2017. — С. 84.
9. 9. Четверикова О. Н. Цифровой тоталитаризм. Как это делается в России [Электронный ресурс] / О. Н. Четверикова. — Режим доступа: <a href="http://zadereyko.info/downloads/library/" target="_blank">http://zadereyko.info/downloads/library/</a> cifrovaya diktatyra.pdf (дата обращения: 10.05.2022).

Остальные статьи