Дата публикации: 01.04.2022

Особенности организации процесса обучения иностранных военнослужащих ближнего и дальнего зарубежья по специальным дисциплинам

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые особенности организации процесса обучения по специальным дисциплинам иностранных военнослужащих. Анализируются характерные особенности преподавания специальных дисциплин, которые входят в образовательный процесс уже на первом курсе обучения и способствуют формированию навыков владения профессиональной терминологией новых учебных дисциплин у иностранных военнослужащих.




Основной задачей обучения иностранных военнослужащих из стран ближнего и дальнего зарубежья в системе военного образования Минобороны России является подготовка военных специалистов в интересах заказчика по различным видам военно-профессиональной деятельности. В этой связи особенности организации процесса обучения иностранных военнослужащих должны быть в значительной мере ориентированы на специфику будущей специальности [1, с. 74–81].

Вопросам подготовки иностранных военнослужащих в военных вузах Российской Федерации посвящен ряд научных исследований (Алёхин И. А., Калиновский А. Е., Шаталова В. М., Кун Е. В. и др.). Внимание ученых привлекают вопросы повышения эффективности обучения иностранных военнослужащих (Токарева Т. Е., Каменных М. Г., Шаталова Н. С., Иванова В. В. и др.). В военной педагогике активно разрабатываются вопросы организации и содержания процесса обучения иностранных военнослужащих из стран ближнего и дальнего зарубежья [3, с. 69–85].

В данной статье внимание уделяется особенностям организации образовательной деятельности в профессиональной подготовке иностранных военнослужащих в военных вузах России. Профессиональная подготовка для иностранных военнослужащих включает в себя профессиональное обучение, воспитание, самостоятельную работу военнослужащих, а также специальную подготовку преподавателей к работе с обучающимися из зарубежных стран [6].

Подготовку иностранных военнослужащих обусловливают договоренности о порядке предоставления образовательных услуг и содержании обучения между нашей страной и государствами-заказчиками. Обучение военных специалистов ведется в соответствии с Положением о порядке оказания МО России услуг по подготовке и обучению военных и военнотехнических кадров иностранных государств. Данное Положение устанавливает порядок подготовки и обучения военных кадров иностранных государств.

Основным условием эффективного усвоения учебного материала является содержание обучения иностранных военнослужащих как одно из особенностей организации процесса обучения по специальным дисциплинам. Важно отметить, что организация профессиональной подготовки иностранных военнослужащих по аналогии с подготовкой российских военных не всегда является эффективной. При организации обучения иностранных военнослужащих необходимо учитывать особенности развития национальных вооруженных сил, специфику поставляемого Российской Федерацией вооружения, особенности социально-политического строя, экономические и географические условия. Помимо этого, берется во внимание уровень образования иностранных военнослужащих, их опыт военной службы, знание ими русского языка [11, с. 98–102].

Список литературы

1. 1. Алёхин И. А. Системный анализ развития процесса профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в российских военных вузах / И. А. Алёхин, А. А. Булков // Право и образование. — 2007. — № 2. — С. 74–81.
2. 2. Алёхин И. А. Реализация дидактического принципа доступности в контексте развития личности / И. А. Алёхин, П. С. Тенитилов // Мир образования — образование в мире. — 2016. — № 2 (62). — С. 53–55.
3. 3. Алёхин И. А. Сравнительный историко-педагогический анализ систем обеспечения качества профессиональной подготовки российских офицерских кадров и иностранных военных специалистов / И. А. Алёхин, Ю. Н. Кузнецов // Мир образования — образование в мире. —
4. 4. Булков А. А. Повышение эффективности профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах военно-воздушных сил России : дис. … канд. пед. наук / А. А. Булков. — М., 2007. — 351 с.
5. 5. Васильева Т. В. Лингводидактическая концепция обучения русскому языку студентов-иностранцев первого курса со слабой языковой и предметной подготовкой в вузах инженерного профиля : дис. … канд. пед. наук / Т. В. Васильева. — М., 2000. — 233 с.
6. 6. Военная педагогика : учебник / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, В. Н. Герасимов и др. ; под общ. ред. И. А. Алёхина. — 1-е изд. — М., 2022. — 415 с. — (Серия 76, Высшее образование).
7. 7. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение / Н. П. Андрюшина и др. — М. ; СПб. : Златоуст, 1999. — 36 с.
8. 8. Гусева Л. Г. Дидактическое обеспечение профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных военнослужащих на этапе довузовской подготовки : дис. … канд. пед. наук / Л. Г. Гусева. — СПб., 2004. — 179 c.
9. 9. Дзюба Е. В. Особенности и содержание профессионально ориентированного обучения при изучении русского языка как иностранного в военном вузе инженерного профиля / Е. В. Дзюба // Профессиональное образование в России. — 2018. — № 5. — С. 92–97.
10. 10. Костерина Э. В. Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения иностранных военнослужащих русскому языку / Э. В. Костерина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 10 (40). — Ч. III. — С. 103–106.
11. 11. Тенитилов П. С. Отечественный опыт профессиональной подготовки иностранных военнослужащих / П. С. Тенитилов // Мир образования — образование в мире. — 2016. — № 3 (63). — С. 98–102.
12. 12. Шаталова Н. С. Теоретические основы формирования и совершенствования речевого компонента профессиональной подготовки военного специалиста гуманитарного направления / Н. С. Шаталова // Инновационные технологии обучения русскому языку в военном вузе. —
13. 13. Шашок Л. А. Некоторые характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному / Л. А. Шашок. — М. : ВУ, 2021.

Остальные статьи