Дата публикации: 01.04.2022

Реализация лидерского потенциала курсантов в зависимости от типов педагогических процессов в военном вузе

Аннотация

В статье речь идет о психолого-педагогических проблемах формирования лидерских качеств курсантов в условиях современного военного образования. Предполагается, что истоки данной проблематики обусловлены технократическим подходом к образованию в целом. Утверждается, что реализация лидерского потенциала курсантов обусловлена типом педагогического процесса, который реализуется в военном вузе и непосредственно преподавателем. Предлагаются пути практического использования в педагогической практике военного образования как традиционных подходов, так и инновационных педагогических путей, методов и средств.




Задача формирования строго определенных качеств личности на уровне конкретных педагогических технологий была одной из центральных задач, стоящих перед отечественной педагогикой. Тем не менее, несмотря на амбициозную задачу «воспитания нового человека», самого «педагогического проектирования человека» как технологии и института такого проектирования так и не было создано. Воспитанием «нового человека» занимались, как правило, политические деятели или деятели культуры, то есть люди, по роду своих занятий не имеющие непосредственного отношения к педагогике. Сами проекты были во многом произвольными, недостаточно конкретными, чаще всего фантастическими и никогда не реализовывались действительно адекватно несмотря на то, что эта амбициозная задача решалась в обществе, в котором были выработаны в целом эффективные механизмы «социальной инженерии» и сознательного управления развитием людей. В таком подходе педагогика выступала в роли, суть которой в 1930-х годах была выражена так: «Педагогика… является политикой в области обработки людей людьми» [13, с. 34]. «В области педагогики, т. е. в области сознательной обработки человека, люди учились, пожалуй, еще более “вслепую”, чем в других областях. Педагогическое воздействие на человека шло, как сказано, вслепую. Человек, как животный вид, развивался в естественных условиях не по плану, а стихийно, и накопил в самом себе много противоречий... Но рано или поздно будут созданы условия для научного подхода к человеку…» [14, с. 16]. В целях иллюстрации остроты и длительности проблемы педагогического формирования качеств личности приведем две цитаты, относящихся к 1920 и 1960 годам. Первая принадлежит военному психологу В. М. Хвостову, вторая — Г. П. Щедровицкому. Для наглядности цитаты приведены в виде таблицы.

Нетрудно заметить, что эти взгляды, господствующие в педагогике с 1920-х до 1960-х годов, отражали технократический подход к формированию личности. Он заключался в том, что к образованию подходили как к производственной отрасли, ориентированной на текущие потребности, игнорируя опережающий характер образования в принципе. И. А. Алёхин подчеркивает: «Изучение теории и практики развития военного образования показывает, что оно повторяло все ошибки и просчеты профессионального образования в стране, а иногда даже усиливало их действие с присущей ему военной пунктуальностью. В результате разработанные новые методы, средства, способы и даже технологии обучения и воспитания военных кадров натыкались на нерешенные общие проблемы, направленность которых не позволяла эффективно реализовывать нововведения» [1, с. 6]. Эта парадигма была ориентирована на формирование хороших работников-исполнителей. Что же касается формирования и воспитания лидеров в сложноорганизованном обществе, то на эту задачу технократический подход ориентирован не был.

Таблица 1

Цитаты В. М. Хвостова и Г. П. Щедровицкого

Список литературы

1. 17. Швец В. С. Формирование навыков и умений партийно-политической работы у курсантов военных училищ : автореф. дис. … канд. ист. наук / В. С. Швец ; ВПА им. В. И. Ленина. — М., 1968. — С. 23.
2. 16. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) [Электронный ресурс] / Г. П. Щедровицкий. — Режим доступа: <a href="https://www.fondgp.ru/" target="_blank">https://www.fondgp.ru/</a> publications (дата обращения: 17.11.2021).
3. 15. Хвостов В. М. Социальная психология и военное воспитание / В. М. Хвостов // Военно-педагогический журнал. — 1920. — № 1–2. — С. 71–76.
4. 14. Троцкий Л. Д. Несколько слов о воспитании человека / Л. Д. Троцкий // Вопросы культурной работы. — М. : ГИЗ, 1924. — С. 16.
5. 13. Свадковский И. Ф. Методологические основы марксистко-ленинской педагогики / И. Ф. Свадковский // Московский исследовательский институт научной педагогики. Проблемы марксистко-ленинской педагогики. Вып. 4. — М. : Государственное учебное педагогическое
6. 12. Полянский М. С. Предупреждение отрицательного лидерства в первичных воинских коллективах (социально-психологическое исследование) : дис. … канд. психол. наук / М. С. Полянский. — М. : ВПА, 1991. — С. 68–69.
7. 11. Лазукин А. Д. Педагогические основы формирования авторитета преподавателя военного училища : дис. … канд. пед. наук / А. Д. Лазукин. — М. : ВПА, 1988. — С. 47–48; 51–55.
8. 10. Коротков Э. Н. Педагогические основы развития интеллектуальных качеств офицеров : дис. … канд. пед. наук / Э. Н. Коротков. — М. : ВПА, 1973. — 174 с.
9. 9. Кожевников Д. М. Формирование лидерских качеств курсантов в современных условиях как педагогическая проблема / Д. М. Кожевников // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — № 6 (91). — С. 207–208.
10. 8. Каширин В. П. Психология самоутверждения личности в военно-морском курсантском коллективе : дис. … канд. психол. наук / В. П. Каширин. — М. : ВПА, 1979. — С. 171–172.
11. 7. Военная педагогика : учебник / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, В. Н. Герасимов и др. ; под общ. ред. И. А. Алёхина. — 1-е изд. — М., 2022. — 415 с. — (Серия 76, Высшее образование).
12. 6. Барабанщинков А. В. Теоретические и методические вопросы разработки профессиограмм выпускников академии / А. В. Барабанщинков, Н. И. Конюхов. — М., 1982. — 42 с.
13. 5. Алёхин И. А. Педагогические методы поддержания уставного порядка в подразделении / И. А. Алёхин, А. А. Панков // Морской сборник. — 2022. — № 2 (2099). — С. 73–77.
14. 4. Алёхин И. А. Педагогические условия формирования и развития авторитета офицера в воинском коллективе / И. А. Алёхин, М. Ю. Титова // Мир образования — образование в мире. — 2009. — № 4 (36). — С. 118–133.
15. 3. Алёхин И. А. Психолого-педагогические проблемы развития творческой активности будущих офицеров в учебной и военно-научной деятельности / И. А. Алёхин, В. Я. Гожиков, А. Г. Караяни // Мир образования — образование в мире. — 2017. — № 2 (66). — С. 140–14
16. 2. Алёхин И. А. Педагогическая система образовательного учреждения и типы образовательных процессов / И. А. Алёхин, К. В. Аксенов // Мир образования — образование в мире. — 2018. — № 1 (69). — С. 29–41.
17. 1. Алёхин И. А. Опережающий характер развития образования — это прогрессивно? / И. А. Алёхин // Мир образования — образование в мире. — 2014. — № 1 (53). — С. 4–15.

Остальные статьи