Поэтическое слово как психологическое орудие социализации юмора
Аннотация
В статье рассматривается возможность использования слова как единицы психологического анализа фикциональных текстов. Слово понимается как психологическое орудие личностной регуляции и социализации личности. Конструируется смысловая структура слова в объективной и субъективной реальности. Полагается, что типами и уровнями существования слова в субъективной реальности являются знак, понятие и символ. В объективной — знак, значение и имя. На примере словоупотребления слов, ассоциированых со словом «юмор», описываются динамика и диалектика взаимопереходов различных форм психологического существования слова. Обосновывается, что осмысление слова «юмор» и близких ему по значению в истории поэзии вело к «окультуриванию» смеха, а восприятие поэтических текстов способствует социализации личности и присвоению ею культурных стандартов юмора.
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 04/2022 |
Страницы | 4-17 |
УДК | 159.92 |
DOI | 10.51944/20738528_2022_4_4 |
Введение
Проблема слова, традиционная для филологии, представлена в ней более проблемой анализа продуктов языковой деятельности, то есть текстов, и такими «школьными» отраслями, как грамматика, лексика и др. В полной мере проблема слова была поставлена только В. Гумбольдтом в XIX в., а в XX в. породила ряд дисциплин, таких как семиотика, герменевтика, лингвистика, семантика, в которых само слово является объектом и инструментом исследования. Философская средневековая схоластическая проблематика номинализма возрождена в XX в. разработками проблемы слова в работах А. Ф. Лосева и М. Фуко. По большому счету их постановка проблемы обозначается как постановка проблемы отражения вещного (материального) мира в слове.
В российской психологии проблема слова ставится как проблема культурогенеза психики (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А.А.Леонтьев и др.), однако единицей анализа является не слово, а значение как форма существования слова в мышлении и общении. В современности наблюдается тенденция рассматривать смысловые связи проблемы слова более широко. Так, В. П. Зинченко [5] в одном ряду рассматривает мысль, слово, образ, действие, аффект как элементы структуры генетически первичной психической интегральности. Е. Б. Старовойтенко [23] выделяет слово уже как предмет исследования и в одном ряду рассматривает такие формы слова, как знак, имя, символ, значение и смысл, а также понятие. Н. Т. Оганесян [18] рассматривает регуляторную роль поэтического слова как слова, концентрирующего функции всех своих форм. Эти исследования демонстрируют тенденцию к вхождению проблемы слова в контекст проблематики психологии личности, а именно культурно-исторической психологии личности. Однако на сегодня остается ряд нерешенных общетеоретических и прикладных вопросов в области слова как предмета культурно-исторической психологии личности.
В этой статье ставятся задачи обоснования слова как единицы анализа — анализа типов (форм) и уровней существования слова в объективной и субъективной реальности, а также анализа словоупотребления для определения основных закономерностей социализации юмора.
Слово как единица анализа поэтического (фикционального) текста