Использование методики контрольно-измерительных материалов и метода экспертных оценок в исследовании формирования научного мировоззрения у иностранных курсантов
Аннотация
При проведении педагогического эксперимента по вопросам формирования научного мировоззрения у иностранных курсантов, проходящих обучение в военных вузах России, возникла острая необходимость на одном из его промежуточных этапов провести контрольные мероприятия с целью установить эффективность применяемой методики. Формирующая методика представляет собой специальный курс, который призван помочь профессорско-преподавательскому и командному составу военного вуза быстрее и качественнее адаптировать иностранного военнослужащего к реалиям жизни в чужой для него стране. Для оценки динамики формирования основ научного мировоззрения у иностранных военнослужащих были использованы контрольно-измерительные материалы (КИМ), а для решения вопросов прогнозирования и оценки качества данной методики — метод экспертных оценок. Данная статья посвящена именно этим вопросам.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2022 |
Страницы | 125-132 |
УДК | 001.8+378 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_2_125 |
Научное мировоззрение в системе профессиональной компетентности курсантов военных вузов определяет ключевую предпосылку для личностного саморазвития, формирования и совершенствования профессиональных навыков за счет конструктивного использования познавательного потенциала. Лишь посредством научного мировоззрения, определяющего критическо-аналитический характер мыслительной деятельности, представляется возможным обеспечить решение разнообразных задач, возникающих в будущей профессиональной деятельности курсантов. Именно научное мировоззрение позволяет осуществлять точную подстройку знаний курсантов под требования практики, что говорит о его большом значении в профессиональном становлении курсанта, о необходимости его развития (расширения) в процессе обучения [2, с. 74–81].
С целью формирования и развития целостного научного мировоззрения разработана формирующая методика в виде специального курса и исследовано ее влияние на уровень сформированности мировоззрения, а также на уровень интеллекта у иностранных курсантов [1, с. 131–139].
В ходе исследования среди респондентов, случайным образом отобранных из иностранных курсантов из 10 стран мира, который имеет следующий алгоритм, проведен педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов.
На первом этапе иностранные курсанты были разделены случайным образом на контрольную и экспериментальную группы по 20 человек в каждой. Экспериментаторами использованы оценочные методики для установления начальных состояний групп.
На втором этапе педагогического исследования в экспериментальной группе иностранных курсантов была реализована формирующая методика в виде специального курса «Условия формирования научного мировоззрения у иностранных военнослужащих военных вузов МО РФ» (спецкурс). С. У. Баяхметов считает, что подобные специальные курсы являются своего рода «ориентиром в существующих теориях личностно ориентированного обучения» [2, с. 3–4].