Формирование детско-взрослой общности как условие воспитания особого ребенка в инклюзивном классе
Аннотация
В статье раскрывается понятие «детско-взрослая общность», рассматривается значение детско-взрослой общности для воспитания особого ребенка в условиях инклюзивного обучения, обозначаются причины, по которым формирование детско-взрослой общности в инклюзивном классе может быть затруднено. Обозначены условия, которые позволяют формировать общность в инклюзивном классе: формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с ребенком с ОВЗ; создание в классе благоприятного психологического климата, где школьники чувствуют себя безопасно; проведение в классе интересной и общезначимой социально-культурной деятельности; организация ценностно-смыслового взаимодействия, которое строится вокруг процесса целеполагания, интересной для всех темы, творческого дела, общей задачи. Авторы приводят направления ра113 боты педагогов по формированию детско-взрослой общности, членом которой является ребенок с особенностями в развитии.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2022 |
Страницы | 112-118 |
УДК | 37.01+376 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_2_112 |
Обучение детей с ОВЗ совместно с нормотипичными детьми сегодня считается одним из самых эффективных инструментов социальной интеграции детей с особенностями в развитии. Инклюзивное образование предоставляет возможность ребенку с ОВЗ войти во взаимодействие с другими детьми, быть включенным в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения, снижая тем самым риски его изоляции и сегрегации в обществе [7].
Сегодня повсеместно для повышения эффективности процесса обучения и воспитания детей с особенностями в развитии в общеобразовательных организациях создаются специальные условия: создание безбарьерной среды, оснащение организаций специальными дидактическими материалами и приспособлениями, оказание ребенку с нарушениями в развитии и его семье коррекционно-развивающей (дефектологической) помощи, психолого-педагогической и социально-педагогической поддержки.
Однако из виду упускается изменение ценностно-смыслового аспекта отношения к инклюзивному обучению не только как к технологии социальной интеграции детей с ОВЗ, но и как к одному из инструментов их воспитания полноправными членами общества, способными найти свое место в нем. В результате современное инклюзивное обучение остается ориентированным прежде всего на оказание ребенку с ОВЗ коррекционноразвивающей помощи, что в свою очередь в той или иной степени нивелирует роль педагога, непосредственно работающего с детьми и передающего им знания.
Между тем педагог является не просто транслятором знаний. Он формирует ценностно-смысловое пространство как между собой и классным коллективом, так и между детьми, являющимися его членами, тем самым осуществляя воспитательную деятельность.
Воспитание — это определенное пространство между педагогом и детьми, здесь совершается полноценное их взаимодействие, встреча культуры и мира детей и мира взрослых, взаимообмен жизненными и культурными ценностями и смыслами. Активное взаимодействие педагога и воспитанников, их совместное участие в коллективной значимой деятельности, общие эмоциональные переживания и волнения создают условия для формирования детско-взрослой общности.