Дата публикации: 01.04.2022

Формирование детско-взрослой общности как условие воспитания особого ребенка в инклюзивном классе

Аннотация

В статье раскрывается понятие «детско-взрослая общность», рассматривается значение детско-взрослой общности для воспитания особого ребенка в условиях инклюзивного обучения, обозначаются причины, по которым формирование детско-взрослой общности в инклюзивном классе может быть затруднено. Обозначены условия, которые позволяют формировать общность в инклюзивном классе: формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с ребенком с ОВЗ; создание в классе благоприятного психологического климата, где школьники чувствуют себя безопасно; проведение в классе интересной и общезначимой социально-культурной деятельности; организация ценностно-смыслового взаимодействия, которое строится вокруг процесса целеполагания, интересной для всех темы, творческого дела, общей задачи. Авторы приводят направления ра113 боты педагогов по формированию детско-взрослой общности, членом которой является ребенок с особенностями в развитии.




Обучение детей с ОВЗ совместно с нормотипичными детьми сегодня считается одним из самых эффективных инструментов социальной интеграции детей с особенностями в развитии. Инклюзивное образование предоставляет возможность ребенку с ОВЗ войти во взаимодействие с другими детьми, быть включенным в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения, снижая тем самым риски его изоляции и сегрегации в обществе [7].

Сегодня повсеместно для повышения эффективности процесса обучения и воспитания детей с особенностями в развитии в общеобразовательных организациях создаются специальные условия: создание безбарьерной среды, оснащение организаций специальными дидактическими материалами и приспособлениями, оказание ребенку с нарушениями в развитии и его семье коррекционно-развивающей (дефектологической) помощи, психолого-педагогической и социально-педагогической поддержки.

Однако из виду упускается изменение ценностно-смыслового аспекта отношения к инклюзивному обучению не только как к технологии социальной интеграции детей с ОВЗ, но и как к одному из инструментов их воспитания полноправными членами общества, способными найти свое место в нем. В результате современное инклюзивное обучение остается ориентированным прежде всего на оказание ребенку с ОВЗ коррекционноразвивающей помощи, что в свою очередь в той или иной степени нивелирует роль педагога, непосредственно работающего с детьми и передающего им знания.

Между тем педагог является не просто транслятором знаний. Он формирует ценностно-смысловое пространство как между собой и классным коллективом, так и между детьми, являющимися его членами, тем самым осуществляя воспитательную деятельность.

Воспитание — это определенное пространство между педагогом и детьми, здесь совершается полноценное их взаимодействие, встреча культуры и мира детей и мира взрослых, взаимообмен жизненными и культурными ценностями и смыслами. Активное взаимодействие педагога и воспитанников, их совместное участие в коллективной значимой деятельности, общие эмоциональные переживания и волнения создают условия для формирования детско-взрослой общности.

Список литературы

1. 1. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник / Г. М. Андреева. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988.
2. 2. Зволейко Е. В. Педагогическая оценка личностных результатов обучения в связи с изучением социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном классе [Электронный ресурс] / Е. В. Зволейко. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.
3. 3. Левин К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. — СПб. : Речь, 2000. 4. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Н. Лутошкин. — М. : Педагогика, 1988.
4. 5. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. — СПб., 1999.
5. 6. Першина Н. А. Исследование психологической готовности участников образовательного процесса к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Н. А. Першина. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka." target="_blank">https://cyberleninka.</a> ru/article/n
6. 7. Сунцова А. С. Теории и технологии инклюзивного образования : учеб. пособие / А. С. Сунцова. — Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2013. — 110 с.
7. 8. Теннис Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии / Ф. Теннис ; пер. с нем. Д. В. Скляднева. — М. ; СПб. : Фонд «Университет» ; Владимир Даль, 2002.
8. 9. Шустова И. Ю. Воспитание школьников: ресурс детско-взрослой общности / И. Ю. Шустова // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. — 2019. — Т. 8. — Вып. 1 (29). — С. 78–82.
9. 10. Шустова И. Ю. Воспитание в детско-взрослой общности : монография / И. Ю. Шустова. — М. : Педагогическое общество России, 2018.
10. 11. Ядов В. А. Размышление о предмете социологии / В. А. Ядов // Социальные исследования. — 1990. — № 2. — С. 3–15.

Остальные статьи