Современные проблемы комплексной логопедической коррекции
Аннотация
В статье пред ставлен анализ проблем комплексной логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи. Определяются современные подходы к организации пропедевтической коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Пока зано обогащающее взаимодействие сотрудников дошкольных и школьных образовательных учреждений и профессорско-преподавательского состава педагогического вуза. Отражена проблема преемственности дошкольного и школьного образования для детей с ОВЗ. Представленные в статье материалы позволяют отразить современные проблемы комплексной логопедической помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2022 |
Страницы | 106-112 |
УДК | 376.3 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_2_106 |
Концепция оказания системной комплексной логопедической помощи требует прежде всего создания общего коррекционного пространства, включающего определение группы риска, профилактику, коррекцию, преодоление нарушений в сочетании с абилитацией и реабилитацией.
Современные подходы требуют не только последовательности и ритмичности во временном подходе, но, что особенно важно, и единства проведения ориентировочно превентивных тестов с подбором оптимальных коррекционных заданий. Все это позволяет более направленно и точно определить индивидуальный маршрут.
В настоящее время не вызывает сомнений необходимость включения в традиционную систему логопедической помощи современного логопедического оборудования (аудиовокальные и нейроакустические методики — «Томатис», «Интайм», «Фобрейн»), программных комплексов, основанных на биологической обратной связи, программ мозжечковой стимуляции, оказывающих как стимулирующую, так и уравновешивающую роль темпо-ритмической организации речевой деятельности; разнообразных тренеров — вестибулярных пластинок, влияющих на положение органов артикуляции при ринолалии и дизартрии, и др.
Использование дополнительных ресурсов дает возможность не только усилить направленный коррекционный эффект, но и системно воздействовать на языковые, речевые и психомоторные процессы.
Коррекционно-педагогическая деятельность представляет собой сложное социально-психологическое явление, охватывающее образовательный процесс, который выступает как единая педагогическая система. Наличие всех блоков способствует решению нескольких проблем: повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в условиях специального обучения и воспитания, решению проблемы адаптации и социализации с реалиями окружающей жизни.