Дата публикации: 01.04.2022

Современные проблемы комплексной логопедической коррекции

Аннотация

В статье пред ставлен анализ проблем комплексной логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи. Определяются современные подходы к организации пропедевтической коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Пока зано обогащающее взаимодействие сотрудников дошкольных и школьных образовательных учреждений и профессорско-преподавательского состава педагогического вуза. Отражена проблема преемственности дошкольного и школьного образования для детей с ОВЗ. Представленные в статье материалы позволяют отразить современные проблемы комплексной логопедической помощи детям с особыми образовательными потребностями.




Концепция оказания системной комплексной логопедической помощи требует прежде всего создания общего коррекционного пространства, включающего определение группы риска, профилактику, коррекцию, преодоление нарушений в сочетании с абилитацией и реабилитацией.

Современные подходы требуют не только последовательности и ритмичности во временном подходе, но, что особенно важно, и единства проведения ориентировочно превентивных тестов с подбором оптимальных коррекционных заданий. Все это позволяет более направленно и точно определить индивидуальный маршрут.

В настоящее время не вызывает сомнений необходимость включения в традиционную систему логопедической помощи современного логопедического оборудования (аудиовокальные и нейроакустические методики — «Томатис», «Интайм», «Фобрейн»), программных комплексов, основанных на биологической обратной связи, программ мозжечковой стимуляции, оказывающих как стимулирующую, так и уравновешивающую роль темпо-ритмической организации речевой деятельности; разнообразных тренеров — вестибулярных пластинок, влияющих на положение органов артикуляции при ринолалии и дизартрии, и др.

Использование дополнительных ресурсов дает возможность не только усилить направленный коррекционный эффект, но и системно воздействовать на языковые, речевые и психомоторные процессы.

Коррекционно-педагогическая деятельность представляет собой сложное социально-психологическое явление, охватывающее образовательный процесс, который выступает как единая педагогическая система. Наличие всех блоков способствует решению нескольких проблем: повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в условиях специального обучения и воспитания, решению проблемы адаптации и социализации с реалиями окружающей жизни.

Список литературы

1. 1. Винарская Е. Н. О логопедии / Е. Н. Винарская. — 2-е изд. — М. : Ленанд, 2021. — 144 с.
2. 2. Бенилова С. Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович, Н. В. Микляева. — М. : Парадигма, 2012. — 312 с.
3. 3. Бенилова С. Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекции, профилактика) : монография / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович. — М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ун-та ; Воронеж : МОДЭК, 2014.
4. 4. Давидович Л. Р. Основы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями в развитии (Комплексная профилактика отклонений в развитии. Интеграция в социум) / Л. Р. Давидович, С. Ю. Бенилова, Н. В. Микляева, Ж. В. Антипова. — М. : Изд-во Моск. психол.-соц.
5. 5. Елецкая О. В. Организация и содержание работы школьного логопеда : учеб.-метод. пособие / О. В. Елецкая, Т. В. Коробченко, Ю. Е. Розова, Д. А. Щукина. — М. : Форум ; Инфра-М, 2019. — 192 с.
6. 6. Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников / под ред. канд. пед. наук Н. В. Микляевой. — М. : Инфра-М, 2019. — 312 с.
7. 7. Логопедия: теория и практика / под ред. д-ра пед. наук проф. Т. Б. Филичевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Эксмо, 2021. — 608 с.
8. 8. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты : метод. пособие для учителей коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко. — М. : Владос, 1999.

Остальные статьи