Цифровая среда и дидактическая речь как факторы формирования эмоционального интеллекта младших школьников на уроках иностранного языка в условиях инклюзивного обучения
Аннотация
Автор рассматривает возможность использования цифровой среды в совокупности с дидактической речью преподавателя для развития эмоционального и когнитивного аспектов языковой личности младших школьников в условиях инклюзивного образования. При этом формирование атмосферы эмоциональной раскрепощенности и когнитивного напряжения в коллективе младших школьников невозможно без руководящей роли педагога и его дидактической речи. Важным средством осуществления такой деятельности является цифровая среда. Важное значение для учащихся на уроках иностранного языка в условиях инклюзивного обучения имеет умение учителя адекватно оценивать эмоциональное состояние окружающих, предвидеть возможные реакции на ту или иную форму вербального и невербального поведения, мгновенно определять и принимать стратегическую линию своей ответной реакции.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2022 |
Страницы | 100-106 |
УДК | 376+372:372.881.18 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_2_100 |
Цифровая среда является неотъемлемой составной частью современного образовательного процесса. Совершенно очевидным является тот факт, что цифровые инструменты способствуют повышению качества начального и среднего образования, но их внедрение в учебный процесс является сложным механизмом, требующим системного подхода. Постепенно, учитывая все элементы педагогической этики, включая дидактическую речь, следует внедрять цифровые технологии в учебный процесс в младших классах, особенно в условиях инклюзивного образования [8].
В современном мире приобретают особую значимость тенденции гуманизации, толерантности, они становятся базовой и неотъемлемой частью жизни общества, провозгласившего своей основой принцип мирного и демократического развития. Совершенно новые требования предъявляются теперь к образованию и воспитанию школьников, проблема формирования у детей терпимого и вдумчивого отношения к окружающим их людям и действительности, адекватное восприятие достоинств и недостатков их личности становятся необычайно актуальными особенно в условиях инклюзивного образования. В нашей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, в которых спонтанное эмоциональное реагирование на вербальный или невербальный стимул, поданный собеседником, может привести к серьезным и даже непоправимым последствиям. Неправильное понимание намерений окружающих, неправильная оценка возможных последствий их эмоционального состояния, неверная спонтанная реакция может повлечь за собой неблагоприятное развитие коммуникативной ситуации [9].
В нашей научной работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. В качестве теоретических методов выступали протоколирование, моделирование и анализ научной литературы. В качестве эмпирических методов нашего исследования выступили сбор данных, анкетирование, анализ опыта работы учителей, педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы. Методологическую основу нашего исследования составляют личностный подход (Амонашвили Ш. А.), деятельностный подход (Выготский Л. С.), поскольку мы исследуем создание благоприятных условий для развития творческого потенциала; компетентностный подход (Зимняя И. А., Хуторской А. В.), поскольку компетенция включает в себя когнитивную и операционально-технологическую составляющие, а также мотивационную и этическую; коммуникативно-когнитивный подход (Ситнов Ю. А., Щепилова А. В.), поскольку когнитивная составляющая данного подхода предполагает использование лингвистического опыта обучающихся и формирование речевых умений, а коммуникативная составляющая делает обучающегося активным участником процесса общения.
Изучению эмоционального интеллекта (как способности распознавать и идентифицировать эмоции, понимать причины, вызвавшие эмоцию и следствия, к которым она приведет, контролировать интенсивность эмоций, внешнее выражение и вызывать произвольно необходимую эмоцию) посвящено немало работ выдающихся отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Люсин Д. В., Оклендер В., Петровская А. С., Mayer J. D., Caruso D., Salovey P., Goleman D., Zeidner M., Bar-On R. и др.). Однако большая часть работ посвящена эмоциональному интеллекту взрослых, тогда как эмоциональное развитие детей освещается лишь в свете нормативных документов или локальных исследований.
Совершенно очевидно, что эмоциональный интеллект младших школьников не может быть сформирован без целенаправленного дидактического воздействия со стороны педагога. И цифровая среда может в значительной степени облегчить эту непростую задачу [4]. Нами было проведено исследование целесообразности формирования эмоционального интеллекта младших школьников на уроках иностранного языка посредством цифровой среды в трех экспериментальных группах педагогических сотрудников и студентов педагогического вуза, будущих учителей. В первую группу входили педагоги с профессиональным стажем более 10 лет, во вторую — педагоги с педагогическим стажем менее 10 лет и в третью — студенты старших курсов педагогического вуза.