Воспитание детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии
Аннотация
В образовательных организациях наряду с нормотипичными сверстниками получают образование отдельные категории обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети, дети с отклоняющимся поведением, дети из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, дети-билингвы). Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное воспитывающее пространство — это место, где всем обучающимся созданы условия для личностного развития, самоопределения и социализации на основе ценностей, правил и норм российского общества. В статье определены основные подходы к воспитательной работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования, обозначены психолого-педагогические особенности детей с особыми образовательными потребностями и определены основные подходы к воспитательной работе с данной категорией детей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2022 |
Страницы | 83-89 |
УДК | 376 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_2_83 |
В последние годы в России развитие процесса инклюзивного образования рассматривалось лишь как готовность образовательной системы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Однако в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 27) дано более широкое определение инклюзии [8]. Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В инклюзивном образовании нуждается широкая группа обучающихся, имеющая ряд индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных и др.).
Воспитание и обучение ребенка с особыми образовательными потребностями должно осуществляться в соответствии с образовательной программой. На основе требований Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» [9], с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [11], в образовательных организациях должны быть разработаны рабочие программы воспитания. Программа воспитания и календарный план воспитательной работы становятся обязательной частью образовательной программы, реализуемой в образовательной организации.
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» разработаны примерные рабочие программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного, начального и основного общего образования [10]. Одним из принципов воспитания является принцип инклюзивности, включенности всех особенных детей в общую систему воспитательной деятельности.
В образовательных организациях необходимо создавать условия для отдельных категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности, таких как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, дети-билингвы), одаренные дети, дети с отклоняющимся поведением [1].