Дата публикации: 01.04.2022

Воспитание детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии

Аннотация

В образовательных организациях наряду с нормотипичными сверстниками получают образование отдельные категории обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети, дети с отклоняющимся поведением, дети из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, дети-билингвы). Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное воспитывающее пространство — это место, где всем обучающимся созданы условия для личностного развития, самоопределения и социализации на основе ценностей, правил и норм российского общества. В статье определены основные подходы к воспитательной работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования, обозначены психолого-педагогические особенности детей с особыми образовательными потребностями и определены основные подходы к воспитательной работе с данной категорией детей.




В последние годы в России развитие процесса инклюзивного образования рассматривалось лишь как готовность образовательной системы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.

Однако в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 27) дано более широкое определение инклюзии [8]. Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В инклюзивном образовании нуждается широкая группа обучающихся, имеющая ряд индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных и др.).

Воспитание и обучение ребенка с особыми образовательными потребностями должно осуществляться в соответствии с образовательной программой. На основе требований Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» [9], с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [11], в образовательных организациях должны быть разработаны рабочие программы воспитания. Программа воспитания и календарный план воспитательной работы становятся обязательной частью образовательной программы, реализуемой в образовательной организации.

ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» разработаны примерные рабочие программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного, начального и основного общего образования [10]. Одним из принципов воспитания является принцип инклюзивности, включенности всех особенных детей в общую систему воспитательной деятельности.

В образовательных организациях необходимо создавать условия для отдельных категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности, таких как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, дети-билингвы), одаренные дети, дети с отклоняющимся поведением [1].

Список литературы

1. 1. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики / С. В. Алехина // Психологическая наука и образование. — 2014. — Т. 19, № 1. — 516 с.
2. 2. Ахметова Д. З. Дети-мигранты в инклюзивной среде : метод. пособие / Д. З. Ахметова, И. Г. Морозова. — Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и прав, 2015.
3. 3. Безруких В. А. Проблемные дети / В. А. Безруких ; Ун-т Рос. акад. образования. — М. : Изд-во УРАО, 2000. — 308 с.
4. 4. Мальцева Н. С. Раннее выявление малолетних детей, находящихся в социально опасном положении / Н. С. Мальцева, А. Н. Морозова, Л. А. Ведрова, И. А. Волкова. — Ханты-Мансийск, 2013.
5. 5. Набойченко Е. С. Психология отклоняющегося поведения подростков : монография / Е. С. Набойченко. — Екатеринбург : Издатель Калинина Г. П., 2007.
6. 6. Ослон В. Н. Дети-сироты в образовательном пространстве России (по результатам опроса регионов о реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и лиц из их числа и поддержки их на всех уровнях образования) / В. Н. Ослон // Пси
7. 7. Основы специальной психологии : учеб. пособие / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; под ред. Л. В. Кузнецовой. — М. : Академия, 2002. — 480 с.
8. 8. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://www." target="_blank">http://www.</a> consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.05.2022).
9. 9. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://www.consultant.ru/document/" target="_blank">http://www.consultant.ru/document/</a> Cons_doc_LAW_140174
10. 10. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 01 июля 2021 № 2/
11. 11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_" target="_blank">http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_</a> LAW_14017

Остальные статьи