Дата публикации: 01.04.2022

К определению понятия «этноэкологическое воспитание»

Аннотация

В статье рассмотрены и выявлены основные содержательные характеристики компонентов, формирующие дефиницию понятия «этноэкологическое воспитание». Предлагается авторская трактовка данного определения. Обусловливается роль этноэкологического аспекта воспитания в формировании экологической культуры личности в современной образовательной среде.




В настоящее время экологическая проблема взаимоотношений человека и природы, а также влияния общества на окружающую среду стала очень острой. В сложившейся ситуации изучение опыта прошлого, в том числе взаимодействия с природой, необходимо для теоретического и практического решения экологических проблем.

В условиях современного общества задача экологического воспитания детей и молодежи выступает одной из первостепенных. Особую роль в решении этого вопроса приобретают поиск и разработка принципиально новых подходов к построению системы воспитания в соответствии с тенденциями развития общества. Приоритетным среди этих направлений на современном этапе выступает этноэкологический аспект воспитания. Этнически ориентированные воспитательные системы предотвращают историческое забвение, бездуховность, нравственное извращение, приобщают через родную культуру к мировой общечеловеческой культуре.

Следовательно, возрождение аутентичной педагогики в мировом сообществе стало насущной потребностью нашего времени. Этноэкологический потенциал учебно-воспитательного процесса всех образовательных звеньев в условиях их ступенчатого функционирования приобретает все большую актуальность, учитывая необходимость его основательной перестройки на основе системы научных взглядов человека и его месте в мире природы, а не только общественных отношений. Таким образом, перед педагогической наукой встает проблема в раскрытии и уточнении понятия «этноэкологическое воспитание».

Для раскрытия сущностных характеристик понятия «этноэкологическое воспитание» произведем последовательный анализ и уточнение значимых для нашего исследования терминов: этноэкология, воспитание, экологическое воспитание, этническое воспитание — в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Этническая экология, или этноэкология, как отдельная научная отрасль знания стала складываться во второй половине XX века. Связана она с исследованиями советских ученых В. И. Козлова, И. И. Крупника, С. А. Арутюнова, Ю. В. Бромлея, В. А. Алексеева, Н. Н. Чебоксарова и др. Среди зарубежных исследователей существенный вклад в изучение проблем этнической экологии в рамках культурной экологии или экологической антропологии внесли Д. Стюарт, Ф. Фарнхем, Э. Хантингтон, С. Бочнер, К. Оберг, Р. Дюбо, Э. Дюркгейм, М. Мосс и др.

Список литературы

1. 1. Андросов М. А. Определение и оценка необходимости этнического, экологического, этноэкологического воспитания подрастающего поколения / М. А. Андросов, Т. А. Костюкова // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 6 (25). — С. 191–196.
2. 2. Белорусская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / редкол. : Н. П. Баранова, А. И. Жук, А. С. Лаптёнок ; отв. ред. Г. И. Николаенко и др. — Минск : Адукацыя і выхаванне. Т. 1: А-М, 2015. — 735 с.
3. 3. Болбас В. С. Этнопедагогический тезаурус: разведение понятий / В. С. Болбас // Педагогика. — 2014. — № 5. — С. 17–26.
4. 4. Болбас В. С. Этноэкологические основы педагогической мысли восточных славян: на примере Беларуси и Украины / В. С. Болбас, Г. С. Тарасенко // Адукацыя і выхаванне. — 2018. — № 6. — С. 54–62.
5. 5. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования / И. Д. Зверев. — М. : Знание, 1980. — 96 с.
6. 6. Катовіч Н. К. Экалагічнае выхаванне — адзін з напрамкаў аздараўлення экалагічнай абстаноўкі ў рэспубліцы / Н. К. Катовіч // Адукацыя і выхаванне. — 1995. — № 3. — С. 102–104.
7. 7. Козлов В. И. Жизнеобеспечение этноса: содержание понятия и его экологические аспекты / В. И. Козлов // Этническая экология: Теория и практика. — М. : Наука, 1991. — С. 14–43.
8. 8. Козлов В. И. Основные проблемы этнической экологии / В. И. Козлов // Советская этнография. — 1983. — № 1. — С. 3–16.
9. 9. Козлов В. И. Этническая экология: становление дисциплины и история проблем / В. И. Козлов. — М. : Институт этнологии и антропологии РАН, 1994. — 230 с.
10. 10. Крупник И. И. Арктическая этноэкология / И. И. Крупник. — М. : Наука, 1989. — 272 с. 11. Лисниченко В. В. Основы педагогической экологии / В. В. Лисниченко, Н. Б. Лисниченко ; Сев. (Арктич.) федеральный унив. им. М. В. Ломоносова ; Ин-т судостроения и
11. 12. Лихачев Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев ; под общ. ред. В. А. Сластёнина. — М. : Владос, 2010. — 647 с.
12. 13. Расы и народы : современные этнические и расовые проблемы : ежегодник / Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. Вып. 34 / отв. ред. Н. А. Дубова, Л. Т. Соловьева ; сост. Н. А. Дубова. — М. : Наука, 2009. — 420 с.
13. 14. Сластёнин В. А. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. образования / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластёнина. — 12-е изд., стер. — М. : Академия, 2014. — 608 с.
14. 15. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — М. : Гардарики, 1999. — 520 с. 16. Этноэкологические аспекты духовной культуры / ред. В. И. Козлов, А. Н. Ямсков, Н. И. Григулевич. — М. : ИЭР РАН, 2005. — 324 с.

Остальные статьи