К определению понятия «этноэкологическое воспитание»
Аннотация
В статье рассмотрены и выявлены основные содержательные характеристики компонентов, формирующие дефиницию понятия «этноэкологическое воспитание». Предлагается авторская трактовка данного определения. Обусловливается роль этноэкологического аспекта воспитания в формировании экологической культуры личности в современной образовательной среде.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2022 |
Страницы | 62-69 |
УДК | 37.015.31:39:574 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_2_62 |
В настоящее время экологическая проблема взаимоотношений человека и природы, а также влияния общества на окружающую среду стала очень острой. В сложившейся ситуации изучение опыта прошлого, в том числе взаимодействия с природой, необходимо для теоретического и практического решения экологических проблем.
В условиях современного общества задача экологического воспитания детей и молодежи выступает одной из первостепенных. Особую роль в решении этого вопроса приобретают поиск и разработка принципиально новых подходов к построению системы воспитания в соответствии с тенденциями развития общества. Приоритетным среди этих направлений на современном этапе выступает этноэкологический аспект воспитания. Этнически ориентированные воспитательные системы предотвращают историческое забвение, бездуховность, нравственное извращение, приобщают через родную культуру к мировой общечеловеческой культуре.
Следовательно, возрождение аутентичной педагогики в мировом сообществе стало насущной потребностью нашего времени. Этноэкологический потенциал учебно-воспитательного процесса всех образовательных звеньев в условиях их ступенчатого функционирования приобретает все большую актуальность, учитывая необходимость его основательной перестройки на основе системы научных взглядов человека и его месте в мире природы, а не только общественных отношений. Таким образом, перед педагогической наукой встает проблема в раскрытии и уточнении понятия «этноэкологическое воспитание».
Для раскрытия сущностных характеристик понятия «этноэкологическое воспитание» произведем последовательный анализ и уточнение значимых для нашего исследования терминов: этноэкология, воспитание, экологическое воспитание, этническое воспитание — в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Этническая экология, или этноэкология, как отдельная научная отрасль знания стала складываться во второй половине XX века. Связана она с исследованиями советских ученых В. И. Козлова, И. И. Крупника, С. А. Арутюнова, Ю. В. Бромлея, В. А. Алексеева, Н. Н. Чебоксарова и др. Среди зарубежных исследователей существенный вклад в изучение проблем этнической экологии в рамках культурной экологии или экологической антропологии внесли Д. Стюарт, Ф. Фарнхем, Э. Хантингтон, С. Бочнер, К. Оберг, Р. Дюбо, Э. Дюркгейм, М. Мосс и др.