Особенности восприятия художественных и научных текстов посредством различных гаджетов
Аннотация
различных гаджетов при чтении ведет к разной скорости чтения и разной степени понимания текста, при этом при использовании разных носителей информации скорость и понимание художественных и научных текстов различны.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 04/2022 |
Страницы | 132-140 |
УДК | 159.9.07 |
DOI | 10.51944/20722516_2022_4_132 |
Время, в котором мы живем, можно назвать переходным периодом от традиционной (книжной) формы хранения, использования и визуализации информации к компьютерным технологиям обеспечения этих процессов. Смена информационного носителя влечет за собой изменения в когнитивных функциях, значительные личностные и культурологические изменения [3]. Одни исследователи подчеркивают негативное влияние новых технологий на когнитивные функции и интеллектуальную деятельность, другие отмечают позитивные эффекты новых технологий [4; 8]. Как нам представляется, оценка влияния перехода к цифровым носителям информации как основным должна осуществляться в том числе путем исследования отдельных переменных этого явления. К таким переменным следует в первую очередь отнести навык чтения.
Бурное развитие информационных технологий в настоящее время внесло в повседневную жизнь множество разных носителей информации, с которых осуществляется чтение, — смартфоны, компьютеры, ридеры, ноутбуки и т. д. Для получения информации требуется теперь только компьютер и возможность выхода в Интернет, привязка ко времени и месту при этом отсутствует. Поскольку спектр перечисленных устройств достаточно широк, предлагается множество рекомендаций по выбору наиболее функционально пригодных и безопасных устройств, но при этом очень слабо исследованы психологические особенности восприятия информации посредством различных устройств [11; 16]. Школьники и взрослые читают все больше именно с помощью гаджетов, но, к сожалению, отсутствуют рекомендации в отношении того, какие все-таки гаджеты лучше использовать для различных сфер деятельности, а особенно для процесса обучения [20].
Давно известно, что сложный процесс чтения можно понять только с учетом двух сторон — техники чтения и понимания текста [6]. Первая сторона выступает как средство, вторая — как цель читательской деятельности.
Существует множество исследований особенностей движения глаз при чтении, выявлены различия движения глаз опытного и начинающего чтеца (Безруких М.), гораздо меньше исследований особенностей движения глаз при чтении с цифровых носителей [14].
Восприятие текста с бумажного и электронного носителя отличается не только природой создания носителя, но и усвоением человеком содержащейся на нем информации. Текст в электронном формате лишен «материальности» и зависит только от заданных параметров экрана. Таким образом, текст можно изменять механически, вытягивать, сжимать, изменять цвет, форму, размер букв путем масштабирования экрана или изменением их линейных размеров. Если говорить о качестве изображения, бумажные тексты значительно уступают электронным: при изменении масштаба электронного текста буквы превосходно сохраняют четкость очертаний, что при увеличении с помощью оптики бумажного текста невозможно [7].