Дата публикации: 01.10.2022

Особенности восприятия художественных и научных текстов посредством различных гаджетов

Аннотация

различных гаджетов при чтении ведет к разной скорости чтения и разной степени понимания текста, при этом при использовании разных носителей информации скорость и понимание художественных и научных текстов различны.




Время, в котором мы живем, можно назвать переходным периодом от традиционной (книжной) формы хранения, использования и визуализации информации к компьютерным технологиям обеспечения этих процессов. Смена информационного носителя влечет за собой изменения в когнитивных функциях, значительные личностные и культурологические изменения [3]. Одни исследователи подчеркивают негативное влияние новых технологий на когнитивные функции и интеллектуальную деятельность, другие отмечают позитивные эффекты новых технологий [4; 8]. Как нам представляется, оценка влияния перехода к цифровым носителям информации как основным должна осуществляться в том числе путем исследования отдельных переменных этого явления. К таким переменным следует в первую очередь отнести навык чтения.

Бурное развитие информационных технологий в настоящее время внесло в повседневную жизнь множество разных носителей информации, с которых осуществляется чтение, — смартфоны, компьютеры, ридеры, ноутбуки и т. д. Для получения информации требуется теперь только компьютер и возможность выхода в Интернет, привязка ко времени и месту при этом отсутствует. Поскольку спектр перечисленных устройств достаточно широк, предлагается множество рекомендаций по выбору наиболее функционально пригодных и безопасных устройств, но при этом очень слабо исследованы психологические особенности восприятия информации посредством различных устройств [11; 16]. Школьники и взрослые читают все больше именно с помощью гаджетов, но, к сожалению, отсутствуют рекомендации в отношении того, какие все-таки гаджеты лучше использовать для различных сфер деятельности, а особенно для процесса обучения [20].

Давно известно, что сложный процесс чтения можно понять только с учетом двух сторон — техники чтения и понимания текста [6]. Первая сторона выступает как средство, вторая — как цель читательской деятельности.

Существует множество исследований особенностей движения глаз при чтении, выявлены различия движения глаз опытного и начинающего чтеца (Безруких М.), гораздо меньше исследований особенностей движения глаз при чтении с цифровых носителей [14].

Восприятие текста с бумажного и электронного носителя отличается не только природой создания носителя, но и усвоением человеком содержащейся на нем информации. Текст в электронном формате лишен «материальности» и зависит только от заданных параметров экрана. Таким образом, текст можно изменять механически, вытягивать, сжимать, изменять цвет, форму, размер букв путем масштабирования экрана или изменением их линейных размеров. Если говорить о качестве изображения, бумажные тексты значительно уступают электронным: при изменении масштаба электронного текста буквы превосходно сохраняют четкость очертаний, что при увеличении с помощью оптики бумажного текста невозможно [7].

Список литературы

1. 21. Hauro I. Measurement of visual fatigue from reading on electronic paper / I. Hauro et al. // Journal of the Institute Image Information and Television Engineers. — 2005. — Vol. 59, Nо. 3. — P. 403–406.
2. 20. Щадная М. А. Влияние гаджетов на процесс обучения [Электронный ресурс] / М. А. Щадная // Научные междисциплинарные исследования. — 2020. — № 3–2. — С. 171– 175. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gadzhetov-na-protsessobucheniy" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gadzhetov-na-protsessobucheniy</a>
3. 19. Ширинкина Л. В. Восприятие текста как психологический феномен : дис. ... канд. психол. наук / Л. В. Ширинкина. — Пермь, 2004. — 235 c.
4. 18. Трубицын А. В. Написание научных текстов : учеб. пособие / А. В. Трубицын, Л. В. Трубицына, Е. В. Хозова. — М. : Научные технологии, 2019. — 70 c.
5. 17. Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / под ред. Ю. А. Жлуктенко, А. А. Леонтьева и др. — 2-е переизд. — Киев : КГУ, 2017. — 248 с.
6. 16. Пластинина Ю. В. Исследование особенностей восприятия информации у студентов в условиях цифровизации образования / Ю. В. Пластинина, Т. В. Носакова, Л. М. Теслюк // Новые информационные технологии в образовании и науке. — 2019. — № 2. — С. 40–45.
7. 15. Мурзин Л. Н. Текст и его восприятие / Л. Н. Мурзин, А. С. Штерн. — Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1991. — 171 с.
8. 14. Морозова Л. В. Особенности чтения текста с бумажных и электронных носителей [Электронный ресурс] / Л. В. Морозова, Ю. В. Новикова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. — 2013. — № 1. — С. 81–88. — Ре
9. 13. Митрофанова В. С. Особенности восприятия текстовой информации на бумажных и электронных носителях [Электронный ресурс] / В. С. Митрофанова // Вестник Ульяновского государственного университета. — 2015. — № 4 (72). — С. 32–34. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a>
10. 12. Магомедова С. И. Формирование языковой догадки в процессе обучения иностранному языку: виды заданий [Электронный ресурс] / С. И. Магомедова, Д. А. Магомедова // МНКО. — 2019. — № 4 (77). — С. 289–291. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n</a>
11. 11. Лебедева М. Ю. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд [Электронный ресурс] / М. Ю. Лебедева, Т. С. Веселовская, О. Ф. Купрещенко // Перспективы науки и образования. — 2020. — № 4 (46). — С. 74–98. — Режим доступа
12. 10. Куклеев В. А. Электронное обучение с помощью мобильных устройств в любое время и в любом месте : монография / В. А. Куклеев. — Ульяновск : Ульяновский гос. техн. ун-т, 2009. — 355 с.
13. 9. Конюшева О. А. Сравнительная характеристика научного стиля и языка художественной литературы [Электронный ресурс] / О. А. Конюшева // Бюллетень науки и практики. — 2021. — № 7. — С. 371–378. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> sravnitel
14. 8. Каменская В. Г. Цифровые технологии и их влияние на социальные и психологические характеристики детей и подростков / В. Г. Каменская, Л. В. Томанов // Экспериментальная психология. — 2022. — Т. 15, № 1. — C. 139–159. — DOI: <a href="https://doi.org/10.17759/" target="_blank">https://doi.org/10.17759/</a> ex
15. 7. Золотарев Д. А. Сравнительный анализ особенностей восприятия текста на бумажном носителе и в интерактивной среде / Д. А. Золотарев, Т. В. Белько // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2011. — № 2–1. — С. 215. — 220 с.
16. 6. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. — 264 с.
17. 5. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2000. — 320 с.
18. 4. Головяшкина М. А. Педагогический потенциал гаджетов в образовательной среде университета [Электронный ресурс] / М. А. Головяшкина // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2018. — № 1 (9). — С. 33–36. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka.ru/article/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/</a>
19. 3. Воробьева Т. Л. Особенности восприятия электронного текста / Т. Л. Воробьева // Информационное общество: новые приоритеты книжной культуры : матер. конф. (Новосибирск, 13–15 сентября 2018 г.). — Новосибирск : Государственная публичная научно-техническа
20. 2. Валгина Н. С. Теория текста / Н. С. Валгина. — М. : Логос, 2003. — 173 с.
21. 1. Безруких М. М. Движения глаз в процессе чтения как показатель сформированности навыка / М. М. Безруких, В. В. Иванов // Физиология человека. — 2013. — № 39 (1). — С. 83. — DOI: <a href="https://doi.org/10.7868/S0131164612060045" target="_blank">https://doi.org/10.7868/S0131164612060045</a>

Остальные статьи