Дата публикации: 01.04.2022

Непрерывное профессиональное самоопределение как научно-педагогическая проблема

Аннотация

В статье представлен анализ теоретико-методологических подходов к понятию «самоопределение». Установлена взаимосвязь между социальным, профессиональным и личностным самоопределением, визуализированная в пространстве жизненного самоопределения. Рассмотрен принцип непрерывности профессионального самоопределения. Проведен анализ подходов к периодизации профессионального самоопределения. Рассмотрены основные аспекты построения системы педагогического обеспечения непрерывного профессионального самоопределения растущего человека.




На протяжении всей жизни человек ищет ответы на вопросы о своем месте в жизни, о своем предназначении, о своем месте в обществе и, наконец, о смысле своей жизни и т. д. Потребность в познании себя и своего места в социуме может зарождаться уже в школьном возрасте, а может не возникать даже в зрелом возрасте. Желание познания себя зависит от многих внешних и внутренних факторов, к коим могут относиться среда обитания, семья (социум, который окружает человека), зрелость личности, мотивация. «Тезис,  согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект действия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)» [16, с. 359]. Иными словами, человек испытывает потребность в самоопределении, требующем от индивида способностей к самоанализу, к развитию внутренней сферы, и навыков взаимодействия с социумом, позволяющих использовать внешние факторы для формирования себя.

Самоопределение как явление, отражающее процесс развития личности индивида, изучали многие отечественные (Каптерев П. Ф., Гинзбург М. Р., Леонтьев Д. А., Маркова А. К., Пряжников Н. С., Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Абульханова-Славская К. А., Лернер П. С., Зеер Э. Ф. и др.) и зарубежные исследователи (Маслоу А., Гольтштейн К., Роджерс К. и др.).

В психологическом словаре терминов самоопределение рассматривается как «выбор человеком системы ценностей, норм морали, форм поведения, образа жизни и многого другого для себя самого» [10]. В словаре основных педагогических терминов самоопределение — выбор индивидом своего жизненного пути, своего места в обществе, образа жизни и видов деятельности, а также линии поведения в проблемных и конфликтных ситуациях, основанный на свободном волеизъявлении [11, с. 190]. Представленные определения близки по своей сути и отражают взаимосвязь внутренних свойств личности и внешних факторов, влияющих на выбор пути развивающегося человека.

Изучение литературы по данной проблеме приводит к выводу, указывающему на то, что трудности, возникающие при рассмотрении вопроса самоопределения, детерминированы различными взглядами исследователей на природу, сущность, механизм реализации этого феномена. Так, П. Г. Щедровицкий рассматривает человека как самоопределяющуюся систему, часть изменяющегося мира, находящуюся в процессе постоянных качественных изменений. Ученый считает, что понятие самоопределения связано с тремя моментами: «Первый — я самоопределяюсь в каком-то контексте. Второе — я самоопределяю что-то. И расщепление субъектной части — я самоопределяю себя в чем-то» [21].

В современных исследованиях самоопределение личности трактуется с точки зрения «осознанного соотнесения сущностных сил — интенций (потребностно-мотивационной сферы), потенций (характерологических и психофизиологических особенностей), поссиденций (возможностей, склонностей и способностей) с диспозициями (социальных требований) — и основанного на этом собственного выбора стратегии жизнедеятельности» [12].

Список литературы

1. 11. Новиков А. М. Педагогика : словарь системы основных понятий / А. М. Новиков. — М. : ИЭТ, 2013. — 268 с.
2. 21. Щедровицкий П. Г. Лекция о самоопределении [Электронный ресурс] / П. Г. Щедровицкий. — Режим доступа: <a href="http://shkp.ru/lib/archive/second/2001-1/6" target="_blank">http://shkp.ru/lib/archive/second/2001-1/6</a> (дата обращения: 25.01.2022).
3. 20. Чистякова С. Н. Материалы курса «Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении» / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев. — М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2006. — 64 с.
4. 19. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы [Электронный ресурс] / С. Н. Чистякова. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-lichnosti-mehanizmy-iobrazovateln" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-lichnosti-mehanizmy-iobrazovateln</a>
5. 18. Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях / С. Н. Чистякова // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 1. — С. 54–60.
6. 17. Чемякина А. В. Психология профессионального развития : учеб. пособие / А. В. Чемякина ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2015. — 100 с.
7. 16. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М., 1973. — 423 с.
8. 15. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения : учеб. пособие / Н. С. Пряжников. — М. : МГППИ, 1999. — 97 с.
9. 14. Поварёнков Ю. П. Системогенетический анализ профессионального развития личности / Ю. П. Поварёнков // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 4–39.
10. 13. Панина С. В. Профессиональная ориентация : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2021. — 312 с. — (Профессиональное образование).
11. 12. Нурлыгаянов И. Н. Особенности ценностно-смысловой сферы при разных типах самоопределения личности / И. Н. Нурлыгаянов // Вестник Башкирского университета. — 2008. — Т. 13: Педагогика и психология. — № 1. — С. 206–208.
12. 1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни / К. А. Абульханова-Славская. — М. : Мысль, 2013. — 299 с.
13. 10. Немов Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. — М. : Владос, 2007. — 560 с. : ил.
14. 9. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях [Электронный ресурс] / Л. М. Митина. — Режим доступа: <a href="http://www.voppsy.ru/issues/1997/974/974028.htm" target="_blank">http://www.voppsy.ru/issues/1997/974/974028.htm</a> (дата обращения: 25.01.2022).
15. 8. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы [Электронный ресурс] / А. Маслоу. — Режим доступа: <a href="http://psyberia.ru/book/maslow01.pdf" target="_blank">http://psyberia.ru/book/maslow01.pdf</a> (дата обращения: 25.01.2022).
16. 7. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М. : Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. — 308 с.
17. 6. Крягжде С. П. Проблема формирования профессиональной направленности [Электронный ресурс] / С. П. Крягжде. — Режим доступа: <a href="http://www.voppsy.ru/" target="_blank">http://www.voppsy.ru/</a> issues/1985/853/853023.htm (дата обращения: 25.01.2022).
18. 5. Кон И. С. Психология ранней юности [Электронный ресурс] / И. С. Кон. — Режим доступа: <a href="https://knigogid.ru/books/896279-psihologiya-ranney-yunosti/toread" target="_blank">https://knigogid.ru/books/896279-psihologiya-ranney-yunosti/toread</a> (дата обращения: 25.01.2022).
19. 4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. — М. : Академия, 2004. — 304 с.
20. 3. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. A. M. Apсеньева. — М. : Педагогика, 1982. — 704 с.
21. 2. Зеер Э. Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития : монография / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. — 194 с.

Остальные статьи