Анализ результатов педагогического эксперимента по повышению уровня сформированности научного мировоззрения у иностранных курсантов военных вузов РФ с применением методов математической статистики
Аннотация
В статье проведен анализ результатов педагогического эксперимента, направленного на увеличение уровня сформированности научного мировоззрения у иностранных курсантов. В ходе его проведения были созданы экспериментальная и контрольная группы из курсантов, схожих по своим качественным характеристикам. Для определения начального уровня сформированности научного мировоззрения использовались оценочные методики «Научное понятие мира» и «Тест интеллекта Дэвида Векслера». Результаты исследований анализировались с помощью методов математической статистики, в частности критерия Манна — Уитни, позволяющего оценить степень различия в результатах тестирований отдельных групп. Затем экспериментальной группе был предложен специальный курс «Формирование научного метода познания у иностранных военнослужащих в военных вузах РФ», а контрольной — традиционная методика. По окончании педагогического эксперимента был повторно проведен сбор и сравнительный анализ данных в обеих группах иностранных курсантов. Исследование показало, что после эксперимента результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп имеют существенные различия, что свидетельствует о том, что наблюдается положительный эффект исследуемой методики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2022 |
Страницы | 36-43 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_2_36 |
В сегодняшнем мире, в котором происходит разрушение традиций и основных демократических принципов, когда система новых ценностей еще не выстроена, а политический, социальный и экономический кризисы достигли своих максимальных значений, возникает острая необходимость в разработке и внедрении новых форм и методов в организации учебного процесса для тех иностранных курсантов, которые выбрали местом своего обучения военные вузы Российской Федерации.
Попадая в новую для себя среду, где все строго регламентировано, иностранный военнослужащий, недостаточно хорошо владея русским языком, испытывает стресс, преодолеть который возможно только во взаимодействии педагога и обучающегося, общества и обучающегося. Именно эта взаимосвязь позволяет сформировать и развивать коммуникативные навыки и естественно-научные знания иностранных курсантов, что конечном счете помогает им легче и быстрее адаптироваться к новой жизни [5; 9].
Хорошие результаты при организации образовательного процесса в контексте формирования научного метода познания у иностранных военнослужащих достигаются при сочетании учебного процесса с методами педагогической воспитательной работы, к которым в первую очередь можно отнести вопросы военно-политического воспитания и духовного развития личности обучающегося [2, с. 237–238].
В структуре личности иностранного курсанта большое значение имеют его стремления, убеждения, идеалы и интересы, связанные с будущей военной специальностью. Все вышеперечисленное является частью более широкого понятия — научного мировоззрения. Именно научный метод познания во многом определяет отношение курсанта к миру. Научные мировоззренческие положения лежат в основе жизненной позиции, дают стимулы к более эффективной работе, позволяют сформулировать цели и задачи, которые иностранный курсант собирается достичь. Следовательно, в процессе формирования научного мировоззрения у иностранного военнослужащего необходимо активно влиять на его культуру, чувства и эмоциональную составляющую в целях определения его личного отношения к новой жизни и учебе в незнакомой стране. Становление и дальнейшее развитие научного мировоззрения — трудный и многофакторный процесс, включающий научное материалистическое понимание мира, принятие того факта, что наука — это главнейшая ценность, которая помогает людям управлять собственной судьбой. Формирование научного познания мира изначально зависит от того, каких мировоззренческих позиций придерживается иностранный курсант [3, с. 161–163].
В данной статье описан педагогический эксперимент, который проводился среди иностранных курсантов с целью повышения у них уровня сформированности научного мировоззрения. В состав выборки вошли курсанты из девяти стран мира: Анголы, Афганистана, Гвинеи, Казахстана, Камбоджи, Лаоса, Монголии, Таджикистана и Королевства Эсватини. Иностранные военнослужащие были разделены на контрольную (20 курсантов) и экспериментальную (20 курсантов) группы.