Дата публикации: 01.04.2022

Анализ результатов педагогического эксперимента по повышению уровня сформированности научного мировоззрения у иностранных курсантов военных вузов РФ с применением методов математической статистики

Аннотация

В статье проведен анализ результатов педагогического эксперимента, направленного на увеличение уровня сформированности научного мировоззрения у иностранных курсантов. В ходе его проведения были созданы экспериментальная и контрольная группы из курсантов, схожих по своим качественным характеристикам. Для определения начального уровня сформированности научного мировоззрения использовались оценочные методики «Научное понятие мира» и «Тест интеллекта Дэвида Векслера». Результаты исследований анализировались с помощью методов математической статистики, в частности критерия Манна — Уитни, позволяющего оценить степень различия в результатах тестирований отдельных групп. Затем экспериментальной группе был предложен специальный курс «Формирование научного метода познания у иностранных военнослужащих в военных вузах РФ», а контрольной — традиционная методика. По окончании педагогического эксперимента был повторно проведен сбор и сравнительный анализ данных в обеих группах иностранных курсантов. Исследование показало, что после эксперимента результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп имеют существенные различия, что свидетельствует о том, что наблюдается положительный эффект исследуемой методики.




В сегодняшнем мире, в котором происходит разрушение традиций и основных демократических принципов, когда система новых ценностей еще не выстроена, а политический, социальный и экономический кризисы достигли своих максимальных значений, возникает острая необходимость в разработке и внедрении новых форм и методов в организации учебного процесса для тех иностранных курсантов, которые выбрали местом своего обучения военные вузы Российской Федерации.

Попадая в новую для себя среду, где все строго регламентировано, иностранный военнослужащий, недостаточно хорошо владея русским языком, испытывает стресс, преодолеть который возможно только во взаимодействии педагога и обучающегося, общества и обучающегося. Именно эта взаимосвязь позволяет сформировать и развивать коммуникативные навыки и естественно-научные знания иностранных курсантов, что конечном счете помогает им легче и быстрее адаптироваться к новой жизни [5; 9].

Хорошие результаты при организации образовательного процесса в контексте формирования научного метода познания у иностранных военнослужащих достигаются при сочетании учебного процесса с методами педагогической воспитательной работы, к которым в первую очередь можно отнести вопросы военно-политического воспитания и духовного развития личности обучающегося [2, с. 237–238].

В структуре личности иностранного курсанта большое значение имеют его стремления, убеждения, идеалы и интересы, связанные с будущей военной специальностью. Все вышеперечисленное является частью более широкого понятия — научного мировоззрения. Именно научный метод познания во многом определяет отношение курсанта к миру. Научные мировоззренческие положения лежат в основе жизненной позиции, дают стимулы к более эффективной работе, позволяют сформулировать цели и задачи, которые иностранный курсант собирается достичь. Следовательно, в процессе формирования научного мировоззрения у иностранного военнослужащего необходимо активно влиять на его культуру, чувства и эмоциональную составляющую в целях определения его личного отношения к новой жизни и учебе в незнакомой стране. Становление и дальнейшее развитие научного мировоззрения — трудный и многофакторный процесс, включающий научное материалистическое понимание мира, принятие того факта, что наука — это главнейшая ценность, которая помогает людям управлять собственной судьбой. Формирование научного познания мира изначально зависит от того, каких мировоззренческих позиций придерживается иностранный курсант [3, с. 161–163].

В данной статье описан педагогический эксперимент, который проводился среди иностранных курсантов с целью повышения у них уровня сформированности научного мировоззрения. В состав выборки вошли курсанты из девяти стран мира: Анголы, Афганистана, Гвинеи, Казахстана, Камбоджи, Лаоса, Монголии, Таджикистана и Королевства Эсватини. Иностранные военнослужащие были разделены на контрольную (20 курсантов) и экспериментальную (20 курсантов) группы.

Список литературы

1. 1. Алёхин И. А. Структурно содержательная характеристика процесса формирования научного мировоззрения у иностранных военнослужащих в вузах Министерства обороны Российской Федерации / И. А. Алёхин, И. С. Измайлова // Мир образования — образование в мире. —
2. 2. Алёхин И. А. Опытно-экспериментальная работа как элемент проверки условий оптимизации профессиональной подготовки военных специалистов / И. А. Алёхин, А. А. Авуза // Мир образования — образование в мире. — 2018. — № 3 (71). — С. 237–244.
3. 3. Алёхин И. А. Исследовательская деятельность как системное звено современной науки и образования / И. А. Алёхин, Е. Е. Одинцов // Мир образования — образование в мире. — 2018. — № 1 (69). — С. 161–165.
4. 4. Бучнева О. А. Условия педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного вуза / О. А. Бучнева // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 4–1. — С. 80–84.
5. 5. Измайлова Н. В. Анализ уровня сформированности научного мировоззрения у иностранных курсантов / Н. В. Измайлова, Н. Л. Борисова, И. С. Измайлова // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 4 (84). — С. 115–121. — DOI: 10.51944/2073-8536_2021_4
6. 6. Измайлова Н. В. Использование методов корреляционного анализа для оценки личностных характеристик военнослужащих [Электронный ресурс] / Н. В. Измайлова, Н. Л. Борисова, А. Ф. Галинуров // Вестник адъюнкта. — 2020. — № 1 (7). — С. 11. — Режим доступа: h
7. 7. Измайлова Н. В. Оценка курсантами эталонного образа военнослужащего: статистический анализ [Электронный ресурс] / Н. В. Измайлова, Н. Л. Борисова, А. Ф. Галинуров // Вестник адъюнкта. — 2019. — № 1 (3). — С. 9. — Режим доступа: <a href="https://vestnik-adyunkta" target="_blank">https://vestnik-adyunkta</a>
8. 8. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. — СПб. : Речь, 2003. — 350 с.
9. 9. Izmaylova N. V. Scientific worldview as a basis for foreign cadets of military institutions adaptation [Electronic resource] / N. V. Izmaylova, N. L. Borisova, I. S. Izmaylova, O. K. Shevchenko // В сб. : European Proceedings of Social and Behavioural

Остальные статьи