Социальное проектирование в образовательном процессе вуза как важный фактор воспитания активной гражданской позиции студенческой молодежи
Аннотация
В настоящее время возникла необходимость разработки, внедрения и применения различных новейших технологий и методов в воспитании молодежи, в частности студентов вузов. В статье рассматриваются вопросы социального проектирования как средства воспитания, направленного на формирование гражданской позиции его участников.
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2022 |
Страницы | 28-35 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_2_28 |
Модернизация российского государства и становление гражданского общества требуют от системы образования содействия формированию сознательного гражданина, способного эффективно участвовать в демократических процессах государства и общества. Российское общество по-прежнему нуждается в духовных и нравственных идеалах. Именно поэтому одной из важных проблем современной России является проблема воспитания молодежи с активной гражданской позицией. Последние изменения в законодательстве РФ в сфере образования показывают важность и актуальность проблемы. По мнению Президента РФ В. В. Путина, в настоящее время необходимо формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России, зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом [4, с. 17–22].
Вместе с тем очевидно, что стандартные методы и формы воспитания не всегда позволяют достичь ожидаемого результата, а влияние традиционных агентов социализации (родителей, учителей, друзей и др.) перекрывается негативным влиянием мировой информационной системы.
Достижение поставленных государством и обществом целей станет возможным только при целенаправленном формировании активной гражданской позиции у молодежи, поскольку от ее мировоззрения и социальной ответственности во многом будет зависеть развитие российского общества. Именно поэтому в последнее время в научном социологическом, педагогическом сообществе возрастает интерес к проблеме изучения особенностей формирования гражданской позиции молодежи с применением форм социального проектирования [3, с. 140–141]. В современном мире о нем впервые заговорили в середине 60-х годов ХХ века. В это время происходит активное развитие идей проектирования и социального управления. Становится понятно, что пренебрежение социальным аспектом развития общества может отразиться на его функционировании в целом.
В связи с изменением общественного развития страны возросла актуальность управления социальным проектированием в молодежной политике, отношении к молодежи, ее проблемам, к процессам трудоемкой проектно-конструкторской разработки молодежных инициатив [7, с. 18–23].
Представляется целесообразным обратиться к теоретическим понятиям социального проектирования, основными из которых являются социальный проект, социальное проектирование, социализирующая стратегия воспитания, акмеологическая стратегия воспитания, культурологическая стратегия воспитания, экзистенциальная стратегия воспитания и др. Раскроем их содержание применительно к тематике статьи.