Дата публикации: 01.04.2022

Социальное проектирование в образовательном процессе вуза как важный фактор воспитания активной гражданской позиции студенческой молодежи

Аннотация

В настоящее время возникла необходимость разработки, внедрения и применения различных новейших технологий и методов в воспитании молодежи, в частности студентов вузов. В статье рассматриваются вопросы социального проектирования как средства воспитания, направленного на формирование гражданской позиции его участников.




Модернизация российского государства и становление гражданского общества требуют от системы образования содействия формированию сознательного гражданина, способного эффективно участвовать в демократических процессах государства и общества. Российское общество по-прежнему нуждается в духовных и нравственных идеалах. Именно поэтому одной из важных проблем современной России является проблема воспитания молодежи с активной гражданской позицией. Последние изменения в законодательстве РФ в сфере образования показывают важность и актуальность проблемы. По мнению Президента РФ В. В. Путина, в настоящее время необходимо формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России, зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом [4, с. 17–22].

Вместе с тем очевидно, что стандартные методы и формы воспитания не всегда позволяют достичь ожидаемого результата, а влияние традиционных агентов социализации (родителей, учителей, друзей и др.) перекрывается негативным влиянием мировой информационной системы.

Достижение поставленных государством и обществом целей станет возможным только при целенаправленном формировании активной гражданской позиции у молодежи, поскольку от ее мировоззрения и социальной ответственности во многом будет зависеть развитие российского общества. Именно поэтому в последнее время в научном социологическом, педагогическом сообществе возрастает интерес к проблеме изучения особенностей формирования гражданской позиции молодежи с применением форм социального проектирования [3, с. 140–141]. В современном мире о нем впервые заговорили в середине 60-х годов ХХ века. В это время происходит активное развитие идей проектирования и социального управления. Становится понятно, что пренебрежение социальным аспектом развития общества может отразиться на его функционировании в целом.

В связи с изменением общественного развития страны возросла актуальность управления социальным проектированием в молодежной политике, отношении к молодежи, ее проблемам, к процессам трудоемкой проектно-конструкторской разработки молодежных инициатив [7, с. 18–23].

Представляется целесообразным обратиться к теоретическим понятиям социального проектирования, основными из которых являются социальный проект, социальное проектирование, социализирующая стратегия воспитания, акмеологическая стратегия воспитания, культурологическая стратегия воспитания, экзистенциальная стратегия воспитания и др. Раскроем их содержание применительно к тематике статьи.

Список литературы

1. 1. Алёхин И. А. Развитие волонтерского движения студенческой молодежи как основа формирования их гражданской позиции / И. А. Алёхин, Т. Н. Герасимова, Е. В. Гусакова // Мир образования — образование в мире. — 2020. — № 4 (80). — С. 17–26.
2. 2. Алёхин И. А. Гуманизм и товарищество — духовный потенциал военной интеллигенции России нового времени / И. А. Алёхин, Е. Г. Гужва // Мир образования — образование в мире. — 2015. — № 3 (59). — С. 36–41.
3. 3. Алёхин И. А. Воспитание нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы / И. А. Алёхин, С. А. Ларионов // Мир образования — образование в мире. — 2010. — № 2 (38). — С. 140–141.
4. 4. Алёхин И. А. Единый государственный экзамен: закономерность или ошибка? / И. А. Алёхин, Н. А. Чесноков // Мир образования — образование в мире. — 2018. — № 2 (70). — С. 17–22.
5. 5. Артемьева Н. Н. Социальное проектирование как один из способов социальных технологий / Н. Н. Артемьева // Наука и образование в XXI веке : сб. науч. тр. по матер. Междунар. конф. : в 34 ч. — Брянск, 2013. — С. 19–20.
6. 6. Атамась Е. В. Социальное проектирование как часть стратегии социально-экономического развития / Е. В. Атамась, К. В. Гетманцев, Т. А. Мясникова // В сб. : Экономический рост как основа устойчивого развития России : сб. науч. ст. 4-й Всерос. науч.-практ
7. 7. Вишнева К. В. Социальное проектирование как технология формирования социального потенциала молодежи в секторе некоммерческих организаций / К. В. Вишнева // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. — 2021. — Т. 18, № 30. — С. 18–23.
8. 8. Довыденко В. А. Социальное проектирование как форма вовлечения молодежи в социальную практику / В. А. Довыденко // В сб. : Гражданское образование и воспитание в поликультурном славянском образовательном пространстве : сб. науч.-практ. работ. — Брянск,
9. 9. Зауэрвайн Л. Т. Социальное проектирование как способ управления социальными процессами / Л. Т. Зауэрвайн, П. И. Балабанов // Труды ГПНТБ СО РАН. — 2018. — № 13–1. — С. 46–56.
10. 10. Мартынова М. В. Развитие социальной активности обучающихся вуза культуры / М. В. Мартынова / Образование и культурное пространство. — 2020. — № 4. — С. 52–57.

Остальные статьи