Предупреждение неуспеваемости младших школьников: методологические ориентиры и методические особенности
Аннотация
В статье раскрываются методологические ориентиры предупреждения неуспеваемости младших школьников. Автор акцентирует внимание на значимости учета общепедагогических, психофизиологических и социальных причин. В работе выявлены проблемы учебно-воспитательного процесса в начальной школе, обоснован вывод о необходимости включения в образовательный процесс начальной школы здоровьесберегающих технологий, снижения количества учащихся в начальных классах. В статье раскрывается сущность методического инструментария, позволяющего учитывать особенности обучающихся-билингвов и обеспечивать их образовательные потребности (на примере адыгейско-русского двуязычия).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2022 |
Страницы | 23-28 |
УДК | 373.31 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_2_23 |
Школьная неуспеваемость является сложной, многоаспектной проблемой и требует целостного синтетического подхода, интегрирующего знания из различных областей науки. Неуспеваемость отражает несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
В последние годы в педагогической практике отмечен значительный рост количества учащихся, для которых усвоение школьной программы представляет трудности. По различным данным, число неуспевающих школьников превышает 30 % от общего числа учащихся. Предупреждение неуспеваемости обучающихся является одной из доминирующих задач начальной школы.
Л. С. Выготский определил три основных фактора успеваемости: требования к учащимся, вытекающие из целей школы; психофизические возможности учащихся; социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы [2]. В соответствии с возникающими проблемами можно выделить три группы причин неуспеваемости: общепедагогические, психофизиологические, социальные.
Для своевременного предупреждения неуспеваемости важным является раскрытие природы тех причин, которые обусловливают появление тех или иных трудностей школьника.
Пересечением интересов многих методологических подходов (валеологического, гуманистического, личностно ориентированного, аксиологического и др.) является акцент на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.