Дата публикации: 01.04.2022

Предупреждение неуспеваемости младших школьников: методологические ориентиры и методические особенности

Аннотация

В статье раскрываются методологические ориентиры предупреждения неуспеваемости младших школьников. Автор акцентирует внимание на значимости учета общепедагогических, психофизиологических и социальных причин. В работе выявлены проблемы учебно-воспитательного процесса в начальной школе, обоснован вывод о необходимости включения в образовательный процесс начальной школы здоровьесберегающих технологий, снижения количества учащихся в начальных классах. В статье раскрывается сущность методического инструментария, позволяющего учитывать особенности обучающихся-билингвов и обеспечивать их образовательные потребности (на примере адыгейско-русского двуязычия).




Школьная неуспеваемость является сложной, многоаспектной проблемой и требует целостного синтетического подхода, интегрирующего знания из различных областей науки. Неуспеваемость отражает несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.

В последние годы в педагогической практике отмечен значительный рост количества учащихся, для которых усвоение школьной программы представляет трудности. По различным данным, число неуспевающих школьников превышает 30 % от общего числа учащихся. Предупреждение неуспеваемости обучающихся является одной из доминирующих задач начальной школы.

Л. С. Выготский определил три основных фактора успеваемости: требования к учащимся, вытекающие из целей школы; психофизические возможности учащихся; социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы [2]. В соответствии с возникающими проблемами можно выделить три группы причин неуспеваемости: общепедагогические, психофизиологические, социальные.

Для своевременного предупреждения неуспеваемости важным является раскрытие природы тех причин, которые обусловливают появление тех или иных трудностей школьника.

Пересечением интересов многих методологических подходов (валеологического, гуманистического, личностно ориентированного, аксиологического и др.) является акцент на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Список литературы

1. Богус М. Б. Развитие умственных способностей младших школьников в условиях адыго-русского двуязычия / М. Б. Богус. — Майкоп : Магарин О. Г., 2010. — 343 с.
2. Выготский Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. — СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 2013. — 144 с.
3. Две трети школьников в России пользуются услугами репетиторов [Электронный ресурс] // Вести образования. — 2020. — 10 марта. — Режим доступа: <a href="https://vogazeta.ru/" target="_blank">https://vogazeta.ru/</a> articles/2020/3/10/analitycs/11928 (дата обращения: 02.05.2022).
4. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году: Государственный доклад [Электронный ресурс]. — М. : Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2021. — 256
5. Оконь В. Основы проблемного обучения : пер. с пол. / В. Оконь. — М. : Просвещение, 1968. — 208 с.
6. Отчет РАМН о научно-исследовательской работе «Гигиеническая экспертиза педагогических технологий обучения и воспитания детей в условиях активной сенсорно-развивающей среды». – М. : Научный центр здоровья детей НИИ гигиены детей и подростков, 2001.

Остальные статьи