Педагогическая логика А. С. Макаренко как образец для проектирования воспитательного процесса в подразделениях Росгвардии
Аннотация
В статье осуществляется анализ взглядов А. С. Макаренко на сущность и природу педагогической логики в вопросах организации воспитательного процесса. Педагогическая логика рассматривается как реализация требований диалектической логики в интеллектуальной и организаторской деятельности. Раскрываются характерные черты педагогической логики А. С. Макаренко: диалектичность, системный подход, целесообразность, субъектность воспитанника в педагогическом процессе. Показывается возможность применения педагогической логики А. С. Макаренко в современной практике воспитания в войсках на16 циональной гвардии Российской Федерации. Высказывается предупреждение о недопустимости упрощения идей А. С. Макаренко в вопросах педагогической логики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2022 |
Страницы | 15-22 |
УДК | 37(092) |
DOI | 10.51944/20738536_2022_2_15 |
Современная педагогическая наука шагнула далеко вперед, особенно в области дидактики. Активно разрабатываются новые концепции и технологии обучения, интерактивные методы и организационные формы проведения занятий, технические средства обучения и способы их применения. Теория воспитания развивается значительно медленнее. После трудов А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и отдельных педагогов-новаторов работ такого же уровня больше не было. Вместе с тем задачи воспитания не становятся менее актуальными. Обществу требуются «прорывные» разработки в области решения воспитательных задач, которые гарантированно обеспечат успех в деле нравственного, патриотического, профессионального, правового и культурно-эстетического становления молодого поколения. Причем значимость таких разработок на современном этапе развития Отечества, когда Россия в очередной раз «встает с колен» и инициирует в мире цивилизационные сдвиги, существенно возрастает. Именно поэтому обращение к опыту А. С. Макаренко по созданию уникальной системы воспитания становится особенно востребованным [1].
В полной мере это относится и к военно-образовательным организациям высшего образования войск национальной гвардии. Курсанты военных институтов и слушатели военных академий, готовящиеся к выполнению функций, связанных с созданием в воинских частях и подразделениях эффективных систем воспитания, должны быть способны организовать воспитательный процесс, обеспечивающий успешное профессиональноличностное развитие военнослужащих и сотрудников и формирование воинских и служебных коллективов. Представляется, что является вполне оправданным включение в программы обучения курсантов и слушателей педагогической логики А. С. Макаренко, позволившей ему добиться столь значимых успехов [3].
Гений А. С. Макаренко состоит не только в создании педагогической системы, поражающей до сих пор своей уникальностью и эффективностью сознание педагогов всего мира, но и в разработке теории воспитания, к которой обращаются и которой руководствуются не только в отечественной, но и в зарубежной педагогике. Эта теория отличается четкой педагогической логикой, выступающей стержнем всех педагогических работ А. С. Макаренко и основой организованного им воспитательного процесса в трудовой колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского [2].
Если обратиться к 7-томному собранию сочинений великого педагога, то понятие «педагогическая логика» встретится там более 60 раз. Для Антона Семеновича логическое торжество педагогических фактов выступает одной из основных ценностей педагога, которая должна быть центральной в его педагогической позиции, поскольку именно такая позиция определяет глубокое понимание предмета при организации воспитательного процесса. Такое убеждение сложилось у него на основании собственного опыта. В начале работы с колонистами А. С. Макаренко пытался обратиться к «научной» педагогике и с разочарованием отмечал, что у педагогики нет ни логики, ни инструмента, ни метода [11].
В чем особенность педагогической логики А. С. Макаренко? В том, что он рассматривал ее прежде всего как логику диалектическую, которая предполагает всестороннее изучение предмета, связанного многосторонними связями с другими предметами и находящегося в постоянном развитии, самодвижении [13]. При этом только сама практика организации воспитательного процесса, а не иллюзорные конструкции, может выступать критерием истинности и востребованности применяемых технологий. Причем это не какая-то особая логика; это логика соответствия познания и создания педагогического объекта диалектическим законам.