Дата публикации: 01.04.2022

Болонский процесс в контексте проблем национальной безопасности России

Аннотация

В статье приводятся аргументы в пользу объективного, логичного вывода: не было настоятельной необходимости в принятии Россией Болонского процесса. Фактически Болонский процесс значительно понизил образовательную планку в России и тем самым нанес удар по системе национальной безопасности нашей страны.




В 2003 году в России был дан старт Болонскому процессу. Как известно, некоторые страны, и в том числе Израиль, изначально отказались от  этой акции. Но, видимо, у тех, кто извне навязывал нам процесс, а также у тех, кто внутри нашего государства дал санкцию на внедрение Болонского процесса, были свои соображения.

Если верить «декларации о намерении», основания заключались в том, чтобы российские дипломы о высшем образовании соответствовали европейским стандартам, и, следовательно, выпускники российских вузов могли бы успешно адаптироваться на Западе.

И теперь задумаемся над вопросом: была ли объективная необходимость в радикальном реформировании отечественной системы образования, ранее сложившейся в СССР?

Абсолютно убеждены, что такой необходимости на самом деле не было. Вспомним, что советская система образования создавалась такими подвижниками на ниве просвещения, как Надежда Константиновна Крупская, Антон Семенович Макаренко, Станислав Теофилович Шацкий, Валентина Николаевна Шацкая, Павел Петрович Блонский, и многими другими. Именно эта система обеспечила молодому советскому государству успешное решение задач как в мирное, так и военное время. И все это с учетом того скромного культурного наследия, которое мы получили после 1917 года. Ведь, по данным Всероссийской переписи 1913 года, более 70 % населения Российской империи было совершенно неграмотным.

Вспомним и о том, что сказал канцлер Пруссии Бисмарк после успешного завершения франко-прусской войны: «Войну выиграл прусский учитель». Не будет преувеличением и другой вывод: Великую Отечественную войну выиграл советский учитель. Да, действительно, объективно еще в предвоенные годы советскому учительству удалось воспитать несколько поколений советских граждан — патриотов своей Родины, что и обеспечило массовый героизм советских людей в годы минувшей войны.

Список литературы

1. 1. Алёхин И. А. Подготовка педагогических кадров для военно-учебных заведений России: исторический опыт и современность / И. А. Алёхин // Военная мысль. — 2004. — № 9. — С. 67.
2. 2. Алёхин И. А. Единый государственный экзамен: закономерность или ошибка? / И. А. Алёхин, Н. А. Чесноков // Мир образования — образование в мире. — 2018. — № 2 (70). — С. 17–22.
3. 3. Аронов А. А. Вклад России в мировую культуру : биографический энциклопедический словарь / А. А. Аронов. — М. : Профиздат, 2002.
4. 4. Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. — М. : РОССПЭН, 1997.
5. 5. Самин Д. К. Самые знаменитые эмигранты России / Д. К. Самин. — М. : Вече, 2000.

Остальные статьи