Дата публикации: 01.01.2022

Содержание культурного потенциала студента как субъекта культуры

Аннотация

В статье рассматриваются роль субъекта в развитии культуры, принципы и механизмы его культурной деятельности, анализируется проблема содержания культурного потенциала студента как субъекта культуры, обосновывается, что в основе межкультурных различий лежит различие в способах смыслообразования, построения смысловых конфигураций. Культурный потенциал субъекта включает в себя закрепленные в определенной знаковой системе результаты его смысловой деятельности, которые выступают условием дальнейшего воспроизводства и развития культуры. Культурный потенциал является ресурсом, позволяющим субъекту осуществлять культурную деятельность, обеспечивать выживание и развитие как себя самого, так и общества в целом.




Современный этап развития общества все чаще осмысливается как цивилизационный переход, время слома существовавших прежде и формирования принципиально новых структур, отношений, организаций, качественного изменения всех сфер жизни общества. Даже само слово «переход» свидетельствует, что речь идет о переходе системы в иное качественное состояние. Однако, как справедливо отмечает Э. В. Сайко, меняется не только общество, но и субъект, меняются его ценностные ориентации, мотивация, познавательные возможности, мышление и т. д. (см.: [20, с. 22–24]). Другими  словами, переходный процесс неотделим от соответствующего качественного изменения субъекта культуры, от развития его способностей, обеспечивающих как уже освоенную, так и творческую деятельность. Цивилизационный переход неотделим от деятельности субъекта, способного его совершить. В этих условиях возникает проблема поиска средств «перевода» общества на исторически новый уровень. Одним из таких средств может стать развитие культурного потенциала субъекта культуры в пространстве образования.

Понятие культурного потенциала в последние годы активно изучается отечественными исследователями. В научной литературе культурный потенциал часто рассматривается как часть социального потенциала, человеческого потенциала, потенциала личности, человеческого капитала, профессионального потенциала специалистов и т. п. [5; 10].

Так, в экономической литературе культурный потенциал наиболее часто определяется как совокупность трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов в культуре. В частности, О. К. Луховская рассматривает культурный потенциал как «совокупность накапливаемых экономических ресурсов культуры, которыми располагает общество в каждый данный момент; всех тех возможностей, запасов, средств и источников, которые существуют в качестве экономико-культурных ценностей и объектов культурного наследия, вновь создаются и накапливаются в виде экономических ресурсов культуры, способных неоднократно удовлетворять всеобщие культурные потребности в сфере художественной и культурной деятельности» [11, с. 81].

В культурологических исследованиях культурный потенциал определяется как целостное культурное явление, объединяющее в себе два взаимосвязанных уровня: индивидуальный и коллективный. Такой потенциал понимается, например, А. А. Кудриной одновременно как «способности субъекта культуры к воплощению ресурсов, сформировавшихся в процессе практической деятельности» и как «источники и средства культуры, находящиеся в готовом для реализации виде, которые могут быть использованы субъектом для решения актуальных задач и достижения более высоких результатов» [8, с. 10]. По мнению В. Л. Кургузова, культурный потенциал является внутренним ресурсом субъекта культуры, он не дан человеку или обществу изначально природой, а формируется в процессе культурации субъекта и коллектива, изменяется в течение жизни как содержательно, так и структурно, может по-разному реализовываться в зависимости от условий (см.: [9, с. 108]).

Осмысление представленных выше определений культурного потенциала показывает, что он является основой и результатом культурной деятельности, формирующимся под влиянием опыта, пережитого, осмысленного субъектом культуры. Накопление и освоение опыта, в свою очередь, происходит благодаря наличию культурного потенциала. При этом важно помнить, что человеческая деятельность может быть не только созидательной, но и разрушительной. Поэтому необходимой частью культурного потенциала субъекта выступают его ценностная ориентация, мотивация, определяющие направленность деятельности.

Список литературы

1. Мировосприятие и образ жизни / [под ред. Ю. Н. Кулюткина, С. В. Тарасова]. — СПб. : Образование-Культура, 1999. — 104 с.
2. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г. П. Щедровицкий. — М. : Наследие ММК, 2005. — 800 с.
3. Щедровицкий Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. — М. : Шк. культ. политики, 1995. — 800 с.
4. Тульчинский Г. Л. Проблема осмысления действительности. Логико-философский анализ / Г. Л. Тульчинский. — Л. : ЛГУ, 1986. — 176 с.
5. Социологический энциклопедический словарь. — М. : ИНФРА, 1998. — 822 с.
6. Современный словарь иностранных слов. — СПб. : Дуэт, 1994. — 624 с.
7. Сайко Э. В. Цивилизация как историческое состояние и процесс в пространственновременном континууме социальной эволюции / Э. В. Сайко // Культура в эпоху цивилизационного слома : матер. междунар. науч. конф. / Рос. акад. наук. Науч. совет по истории ми
8. Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) : в 3 ч. / В. Н. Сагатовский. — СПб. : СПбГУ, 1999. — Ч. 2 : Онтология (Мир и человек: укоренен ли человек во Вселенной?). — 272 с.
9. Россия и мусульманский мир : Инаковость как проблема / О. Ю. Бессмертная [и др.] ; отв. ред. А. В. Смирнов. — М. : Языки славянских культур, 2010. — 528 с.
10. Пелипенко А. А. Постижение культуры : в 2 ч. / А. А. Пелипенко. — М. : Рос. полит. энцикл., 2012. — Ч. 1 : Культура и смысл. — 608 с.
11. Пелипенко А. А. Культура как система / А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко. — М. : Языки русской культуры, 1998. — 376 с.
12. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М. : А ТЕМП, 2006. — 944 с.
13. Нишанов В. К. Феномен понимания: когнитивный анализ / В. К. Нишанов. — Фрунзе : Илим, 1990. — 228 с.
14. Ахиезер А. С. Переходный процесс как культурно-психологическая проблема / А. С. Ахиезер // Культура в эпоху цивилизационного слома : матер. междунар. науч. конф. / Рос. акад. наук. Науч. совет по истории мировой культуры. — М., 2001. — С. 128–147.
15. Мартюшов В. Ф. Понятие «механизм» в контексте изучения социальных процессов / В. Ф. Мартюшов // Вестн. Твер. гос. ун-та. Серия «Философия». — 2015. — № 3. — С. 94–103.
16. Луховская O. K. Культурный потенциал как социально-экономический ресурс национального хозяйства / О. К. Луховская // Социально-экономические явления и процессы. — 2010. — № 1. — С. 78–97.
17. Кургузов В. Л. Культурный потенциал: проблема сущности и понятия / В. Л. Кургузов // Культура и цивилизация. — 2014. — № 3. — С. 18–32.
18. Кургузов В. Л. Концепция культурного потенциала и проблемы его измерения в контексте полисемантики современной культуры / В. Л. Кургузов // Проблемы социально-экономического развития Сибири. — 2012. — № 2. — С. 95–119.
19. Кудрина А. А. Культурный потенциал педагогического коллектива как предмет культурологического анализа : автореф. дис. ... канд. культурологии / А. А. Кудрина. — Челябинск, 2007. — 26 с.
20. Конев В. А. Социальная философия : учеб. пособие / В. А. Конев. — Самара : Изд-во Самар. ун-та, 2006. — 287 с.
21. Кокорин А. А. Анализ: теория, методология, методика / А. А. Кокорин. — М. : Изд-во МГОУ, 2009. — 392 с.
22. Зайцева Т. А. Культурный потенциал в ряду категорий обществознания / Т. А. Зайцева // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2008. — № 32. — С. 114–118.
23. Гусев С. С. Проблема понимания в философии : Философско-гносеологический анализ / С. С. Гусев, Г. Л. Тульчинский. — М. : Политиздат, 1985. — 192 с.
24. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук : в 3 т. / Г. В. Ф. Гегель. — М. : Мысль, 1975. — Т. 1. — 695 с.
25. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Г.-Г. Гадамер. — М., 1988. — 704 с.

Остальные статьи