Дата публикации: 01.01.2022

Культура общения в построении деловых отношений

Аннотация

Культура общения представляется сложной системой, описываемой категориями физиологии, педагогики, психологии, она анализируется в историческом и межпредметном, а также деловом контексте.




С позиций деятельности обозначенный нами феномен представляет собой сложную динамическую структуру, обладающую определенной иерархией, и наша задача — в установлении взаимосвязи основных ее компонентов, в реализации необходимых механизмов, приводящих к прогнозируемому поведению студентов.

Нами предлагалась модель профессионально-педагогической культуры, включающая в себя три основных структурных компонента (см.: [4, с. 25]):

— аксиологический, объединяющий такие ценности, как ценности-цели, ценности-средства, ценности-общение, ценности-знания и др.;

— технологический, представленный основными группами умений, или, как сегодня принято говорить о более широких категориях, — компетенциями (в том числе коммуникативной как составляющей общей культуры личности);

— личностно-творческий, в качестве доминант выделяющий психические сферы личности преподавателя и интегральные способности (заметим, что Н. В. Кузьмина среди основных шести групп педагогических способностей на первое место ставит коммуникативные, а затем перцептивные, креативные, динамизм личности, эмоциональную устойчивость и оптимистическое прогнозирование).

Список литературы

1. Вернадский В. И. Начало и вечность жизни / В. И. Вернадский. — М. : Сов. Россия, 1989. — 702 с.
2. Деркач А. А. Развитие профессионала в акмеологической среде : монография / А. А. Деркач, И. О. Соловьев. — М. : РОСНОУ, 2011. — 292 с.
3. Менделеев Д. И. Заветные мысли / Д. И. Менделеев. — М. : Мысль, 1995. — 413 с.
4. Соловьева Н. В. Педагогические возможности музея как элемента социокультурной среды : учеб. пособие / Н. В. Соловьева. — Воронеж : Изд-во Воронеж. госпедин-та, 1996. — 120 с.
5. Соловьева Н. В. К. Д. Ушинский — создатель научной педагогики / Н. В. Соловьева // Профессионализм и гражданственность — важнейшие приоритеты российского образования XXI века. — Воронеж, 2015. — С. 5–23.
6. Чернышева М. А. Культура общения / М. А. Чернышева. — М. : Знание, 1983. — 32 с.

Остальные статьи