Дата публикации: 01.01.2022

Общение в пространстве вуза, его смысл и значение в развитии будущего профессионала, гражданина, человека

Аннотация

В статье рассматриваются особенности построения отношений в вузе между студентами, студентами и преподавателями. Подчеркивается значимость развертывания разных форм общения в образовательном процессе как средства углубления и активизации субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, вызывающих профессиональный интерес к специальности и психологическую направленность на ее освоение как значимую в построении пространства их жизнедеятельности.




Проблема общения и, шире — отношений в современном быстро меняющемся мире, в котором происходят, как подчеркивается в многочисленных исследованиях, глобальные изменения, приобретает особую остроту как проблема, связанная с определением социальной позиции человека как реально действенного субъекта, созидателя будущего. Проблема отношений, чрезвычайно значимая в этой ситуации, не случайно становится все более актуальной в системе психолого-педагогических, философских, социологических знаний.

«Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь, они образуются и формируются в процессе деятельности» [4, с 51]. Но объективная действительность предстоит принципиально новой и сложной в условиях современных многоплановых и многоуровневых изменений, произошедших в современном мире, полагающих их осмысление в процессе выстраивания отношения к ним и действенности в них. Особый смысл и значение в развитии отношений современного человека приобретает сфера общения во всем многообразии и глубине ее представленности как значимая в развитии и организации отношений.

«Понятие “общение” охватывает особую категорию реально существующих отношений, а именно отношения “субъект — субъект(ы)”. В ходе анализа этих отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но и процесс их взаимодействия, в котором обнаруживаются содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание и т. д.)» [3, с 38]. Значимость взаимодействия представляется важнейшим моментом в построении любой деятельности и полагает разное содержание, но при четком определении его сущностного смысла и значения. Взаимодействие лежит в основе определения общения в Психологическом словаре под редакцией В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова, где «общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми» [5, с. 232].

В Психологическом словаре 2004 г. общение определяется более широко при выделении разных его типов. В целом общение — это «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера» [6, с. 301].

Главное, общение — это особая связь, обеспечивающая общественность Человека как его свойство, важная в построении отношений в различных сферах организации его жизнедеятельности. Общение пронизывает всю жизнь человека — это общение с родителями, между детьми, сослуживцами, друзьями, коллегами т д. и выступает структурообразующей пространства функционирования человека.

Список литературы

1. Бондырева С. К. Я в поисках своей идентичности и специфика идентификации в современном мире / С. К. Бондырева // Мир психологии. — 2016. — № 3. — С. 75–83.
2. Бондырева С. К. Актуализация углубления профессиональной и личностной идентификации в пространстве вуза/ С.К.Бондырева// Мир психологии.
3. Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопр. психологии. — 1979. — № 8. — С. 34–47.
4. Мясищев В. Н. Психология отношения : избр. психол. тр. / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева. — М. ; Воронеж, 2004.
5. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
6. Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Копорулина [и др.]. — 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2004. — 640 с.

Остальные статьи