Общение в пространстве вуза, его смысл и значение в развитии будущего профессионала, гражданина, человека
Аннотация
В статье рассматриваются особенности построения отношений в вузе между студентами, студентами и преподавателями. Подчеркивается значимость развертывания разных форм общения в образовательном процессе как средства углубления и активизации субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, вызывающих профессиональный интерес к специальности и психологическую направленность на ее освоение как значимую в построении пространства их жизнедеятельности.
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2022 |
Страницы | 142-146 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738498_2022_1_142 |
Проблема общения и, шире — отношений в современном быстро меняющемся мире, в котором происходят, как подчеркивается в многочисленных исследованиях, глобальные изменения, приобретает особую остроту как проблема, связанная с определением социальной позиции человека как реально действенного субъекта, созидателя будущего. Проблема отношений, чрезвычайно значимая в этой ситуации, не случайно становится все более актуальной в системе психолого-педагогических, философских, социологических знаний.
«Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь, они образуются и формируются в процессе деятельности» [4, с 51]. Но объективная действительность предстоит принципиально новой и сложной в условиях современных многоплановых и многоуровневых изменений, произошедших в современном мире, полагающих их осмысление в процессе выстраивания отношения к ним и действенности в них. Особый смысл и значение в развитии отношений современного человека приобретает сфера общения во всем многообразии и глубине ее представленности как значимая в развитии и организации отношений.
«Понятие “общение” охватывает особую категорию реально существующих отношений, а именно отношения “субъект — субъект(ы)”. В ходе анализа этих отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но и процесс их взаимодействия, в котором обнаруживаются содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание и т. д.)» [3, с 38]. Значимость взаимодействия представляется важнейшим моментом в построении любой деятельности и полагает разное содержание, но при четком определении его сущностного смысла и значения. Взаимодействие лежит в основе определения общения в Психологическом словаре под редакцией В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова, где «общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми» [5, с. 232].
В Психологическом словаре 2004 г. общение определяется более широко при выделении разных его типов. В целом общение — это «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера» [6, с. 301].
Главное, общение — это особая связь, обеспечивающая общественность Человека как его свойство, важная в построении отношений в различных сферах организации его жизнедеятельности. Общение пронизывает всю жизнь человека — это общение с родителями, между детьми, сослуживцами, друзьями, коллегами т д. и выступает структурообразующей пространства функционирования человека.