Дата публикации: 01.10.2022

Психологические особенности восприятия информации на примере цифровых ресурсов мультимедийного исторического парка «Россия — моя история» в рамках предметного обучения школьников

Аннотация

В статье раскрыты особенности восприятия мультимедиа, специфика использования цифровых технологий школьными учителями, готовыми реализовывать образовательную практику предметного обучения с использованием опоры на полимодальное восприятие мультимедийного контента, возможности реализации которого представлены на примере ресурсов мультимедийного исторического парка «Россия — моя история».




На современном этапе развития образования все больший интерес представляет использование мультимедийных интерактивных технологий в предметном обучении. Они являются неотъемлемой частью как общей культуры педагога, так и его профессиональной квалификации. Грамотное использование мультимедийных технологий в предметном обучении повышает качество образовательного процесса и активизирует познавательную активность школьников. Мультимедийный контент исторического парка «Россия — моя история» является инновационным ресурсом для системы образования, так как он интегрирует на своих платформах высокий потенциал культурной, образовательной и воспитательной деятельности, позволяя педагогу совершенствовать качество предметной подготовки.

Использование формата мультимедийного контента в предметном обучении направлено не только на использование полимодального восприятия, но и на его развитие: совершенствование сильных сторон и усиление тех, которые нуждаются в дополнительном стимуле. Полимодальность восприятия мультимедиа способствует расширению многозадачности образовательного процесса, позволяет формировать предметные и развивать надпредметные компетенции.

Анализ имеющихся на базе исторического парка «Россия — моя история» мультимедийных ресурсов с позиции проявленности полимодальности восприятия, по мнению авторов, позволяет педагогам планировать образовательную деятельность с учетом комплексной продуктивности данного психического процесса и эффективности интерактивных технологий.

Современная педагогика и психология определяют термин «модальность» как принадлежность к определенной сенсорной системе, использующейся для характеристики либо ощущения (его возникновение в конкретном сенсорном канале), либо сигнала (адекватность раздражения определенного анализатора). Соответственно, полимодальность — способность получения информации через различные каналы восприятия (рис. 1).

Мы считаем, что полимодальность восприятия способствует обеспечению стабилизации категоризации, отбору и анализу информации, что является необходимым условием любого познавательного процесса, в том числе и обучения. Слух, зрение, осязание — это все различные виды модальностей, которые могут в дальнейшем помогать осмыслять и воспроизводить изучаемый материал. Каждый обучающийся имеет свой ведущий (доминирующий) тип модальности — тот канал восприятия, через который он усваивает материал лучше всего. Однако доминирование одного канала не означает отсутствие других. Ведущий канал является чаще всего пусковым, запускающим процесс мышления, включающим другие ментальные процессы — памяти, воображения.

Список литературы

1. Анурова Н. И. Цифровые технологии в образовании. Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека / Н. И. Анурова // Сб. науч. ст. и матер. междунар. конф. (Коломна, 14–17 февраля 2018 г.) / под общ. ред. Р. В. Ершовой. — Коломна :
2. Катханова Ю. Ф. Визуализация учебной информации средствами мультимедиа / Ю. Ф. Катханова, Е. А. Левашова, Г. М. Салтыкова // Преподаватель. XXI век. — 2021. — № 3–1. — С. 187–192. — DOI: 10.31862/2073-9613-2021-3-187-192
3. Крохин А. Л. О когнитивной теории мультимедийного обучения (CTML) Р. Майера и взаимосвязи вербальной и визуальной компонент лекционной презентации математических дисциплин / А. Л. Крохин // Новые образовательные технологии в вузе : сб. тезисов докладов уч
4. Николаева И. А. Особенности восприятия информации подростками, обучающимися в сфере дополнительного образования / И. А. Николаева, С. А. Гаврилушкин, Л. В. Гурылева // Человеческий капитал. — 2020. — № 5 (137). — С. 217–229. — DOI: 10.25629/HC.2020.05.26.
5. Романов А. П. Каналы YouTube как средство изучения истории Великой Отечественной войны в студенческой и школьной аудиториях / А. П. Романов // Историко-педагогические чтения. — 2020. — № 24. — С. 299–304. — EDN: WWLKLU

Остальные статьи