Дата публикации: 01.01.2022

О проблеме обеспечения качества деятельности организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию в системе высшего образования, и путях ее решения

Аннотация

Основываясь на данных, полученных авторами статьи в рамках анализа, проведенного в Общероссийской общественной организации «Российское профессорское собрание», определяется проблема обеспечения качества деятельности организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию в системе высшего образования. Авторы описывают типичные ошибки в деятельности таких организаций, а также обосновывают предложения по решению проблемы профессиональной компетентности таких организаций.




Расширение и углубление проблем современного образования, с одной стороны, с другой— усложнение ситуации их решения в условиях современного быстро и сложно меняющегося общества актуализируют и обостряют задачу подготовки квалифицированных кадров в сфере высшего образования и поэтому задачу разработки и совершенствования образовательных программ и углубления отношения к ним. В свою очередь, это повышает ответственность всех структур, связанных с системой высшего образования, и привлекает внимание общества к ним в целом, в частности соответствующих общественных структур.

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ регламентируется ст. 96 Закона «Об образовании в Российской Федерации» [7] как процедура, имеющая целью признание уровня и качества подготовки выпускников, освоивших профессиональную образовательную программу определенного уровня в конкретной образовательной организации, отвечающими требованиям профессиональных стандартов и требованиям рынка труда к специалистам и иным работникам соответствующего профиля. При этом проводить такую аккредитацию имеют право, в соответствии с законом, только либо работодатели или их объединения, либо уполномоченные ими организации, которые для осуществления такой деятельности должны определить порядок профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, формы и методы оценки проведения ими названной аккредитации. Исходя из расшифровки указанным законом понятия «качество» в отношении образования, следовательно, и в отношении подготовки выпускников соответствующих организаций профессионального образования, данная оценка должна представлять собой экспертизу содержания, результатов и условий этой подготовки в соотнесении с вышеупомянутыми требованиями профстандартов и современного рынка труда.

Учитывая прямую направленность такой оценки в соответствии с названным законом на объективное определение степени соответствия подготовки специалистов по конкретным профессиональным образовательным программам требованиям современного отечественного рынка труда, установленным профильными (для конкретных образовательных программ) работодателями/их объединениями и профстандартами, профессиональнообщественная аккредитация образовательных программ выступает легитимизированным законом инструментом совершенствования в Российской Федерации содержания профессиональных образовательных программ, условий и результативности их реализации применительно к тем актуальным требованиям, которые предъявляет сегодня реальная практика трудовой деятельности в конкретных отраслях.

В соответствии с этим подзаконными федеральными нормативными актами установлены следующие права и преференции, получаемые вузом по итогам профессионально-общественной аккредитации (ПОА) образовательных программ высшего образования:

— результаты ПОА принимаются к рассмотрению при государственной аккредитации образовательной деятельности вуза (в соответствии со вступившим в действие с 01.03.2022 новым Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности [9] — на основании положения Закона «Об образовании в Российской Федерации» о том, что по общественной аккредитации конкретных образовательных программ представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации);

Список литературы

1. Кельсина А. С. Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ высшего образования / А. С. Кельсина // Вопр. тер. развития.
2. — 2018.
3. — № 1.
4. — С. 1–11.
5. Климин С. В. Построение системы показателей и критериев внешней оценки качества работы учреждений общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Часть 1 [Электронный ресурс] / С. В. Климин // Управление образованием: теория и практика. — 2012.
6. Климин С. В. Методологические основы, особенности и состав автоматизированных технологий объективной комплексной оценки качества деятельности образовательных учреждений / С. В. Климин // Оценка учреждений и работников образования: использование информа
7. Колосова Н. Н. Профессионально-общественная аккредитация в системе независимой оценки качества высшего образования / Н. Н. Колосова // Вестн. Дон. гос. аграр. ун-та. — 2015.
8. — № 1–3.
9. — С. 30–38.
10. Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание» [Электронный ресурс] : [сайт]. — Режим доступа: <a href="https://profsobranie.ru" target="_blank">https://profsobranie.ru</a> (дата обращения: 11.05.2022).
11. Перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ высшего образования и (или) соответствующих дополнительных профессиональных программ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://minobrnauki." target="_blank">https://minobrnauki.</a> gov.ru/
12. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. — Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.05.2022).
13. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [Электронный ресурс]
14. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Россий
15. — Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.05.2022).
16. Тимирясова А. В. Развитие института профессионально-общественной аккредитации: проблемы и решения / А. В. Тимирясова, Ю. Л. Камашева, Х. Р. Халитович // Пед. образование и наука. — 2015. — № 4. — С. 50–54.

Остальные статьи