О проблеме обеспечения качества деятельности организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию в системе высшего образования, и путях ее решения
Аннотация
Основываясь на данных, полученных авторами статьи в рамках анализа, проведенного в Общероссийской общественной организации «Российское профессорское собрание», определяется проблема обеспечения качества деятельности организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию в системе высшего образования. Авторы описывают типичные ошибки в деятельности таких организаций, а также обосновывают предложения по решению проблемы профессиональной компетентности таких организаций.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2022 |
Страницы | 133-141 |
УДК | 371.2;37.012;37.014 |
DOI | 10.51944/20738498_2022_1_133 |
Расширение и углубление проблем современного образования, с одной стороны, с другой— усложнение ситуации их решения в условиях современного быстро и сложно меняющегося общества актуализируют и обостряют задачу подготовки квалифицированных кадров в сфере высшего образования и поэтому задачу разработки и совершенствования образовательных программ и углубления отношения к ним. В свою очередь, это повышает ответственность всех структур, связанных с системой высшего образования, и привлекает внимание общества к ним в целом, в частности соответствующих общественных структур.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ регламентируется ст. 96 Закона «Об образовании в Российской Федерации» [7] как процедура, имеющая целью признание уровня и качества подготовки выпускников, освоивших профессиональную образовательную программу определенного уровня в конкретной образовательной организации, отвечающими требованиям профессиональных стандартов и требованиям рынка труда к специалистам и иным работникам соответствующего профиля. При этом проводить такую аккредитацию имеют право, в соответствии с законом, только либо работодатели или их объединения, либо уполномоченные ими организации, которые для осуществления такой деятельности должны определить порядок профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, формы и методы оценки проведения ими названной аккредитации. Исходя из расшифровки указанным законом понятия «качество» в отношении образования, следовательно, и в отношении подготовки выпускников соответствующих организаций профессионального образования, данная оценка должна представлять собой экспертизу содержания, результатов и условий этой подготовки в соотнесении с вышеупомянутыми требованиями профстандартов и современного рынка труда.
Учитывая прямую направленность такой оценки в соответствии с названным законом на объективное определение степени соответствия подготовки специалистов по конкретным профессиональным образовательным программам требованиям современного отечественного рынка труда, установленным профильными (для конкретных образовательных программ) работодателями/их объединениями и профстандартами, профессиональнообщественная аккредитация образовательных программ выступает легитимизированным законом инструментом совершенствования в Российской Федерации содержания профессиональных образовательных программ, условий и результативности их реализации применительно к тем актуальным требованиям, которые предъявляет сегодня реальная практика трудовой деятельности в конкретных отраслях.
В соответствии с этим подзаконными федеральными нормативными актами установлены следующие права и преференции, получаемые вузом по итогам профессионально-общественной аккредитации (ПОА) образовательных программ высшего образования:
— результаты ПОА принимаются к рассмотрению при государственной аккредитации образовательной деятельности вуза (в соответствии со вступившим в действие с 01.03.2022 новым Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности [9] — на основании положения Закона «Об образовании в Российской Федерации» о том, что по общественной аккредитации конкретных образовательных программ представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации);