Структуры пространства взаимоотношений между людьми. Этика
Аннотация
В статье задается способ анализа этической составляющей человеческой жизни. В случае примата сознательного способа регуляции поведения регулирующий принцип перемещается в зону отношений между людьми, осуществляемых в коммуникации, которая оформляет процессы как горизонтального, так и вертикального сотрудничества в целенаправленной организации поведения. Согласованная ответственность выступает как характеристика поведения, в которой происходит объективация сознательной субъектности человека. Задачей воспитания является «установка» сознательной ориентации в пространстве речемыслительных контекстов между людьми, принимающими участие в совместных видах деятельности. В этом взаимодействии мы выделяем кризисные точки, регулирующие контакт (страх, стыд и вина), и рассматриваем коммуникативные и позиционные стратегии, позволяющие или не позволяющие этой ориентации и поведению быть в самом широком понимании эффективными и направленными на сотрудничество.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2022 |
Страницы | 128-132 |
УДК | 159.9.01 |
DOI | 10.51944/20738498_2022_1_128 |
Воспитание. Что это такое? Формирование навыков участия в совместных действиях, ситуациях. Формирование и удержание направленности совместных действий. Это то, что происходит в зоне объективного наблюдения коммуникативных управляющих итераций между участниками ситуации. Эта активность есть поведение [5]. И здесь обращенность на Другого, вход в поле со-знания [1]. Притом нам необходимо, чтобы формировалась субъектность как залог наличия внутреннего мира, взаимодействия человека с самим собой — перед собственными жизненными задачами. В этом залог личной активности и ответственности [4]. В нашей парадигме ответственность является формой выражения и способом структурирования свойственной человеку субъектности [7].
Когда мы говорим о сознательной организации поведения, то надо прежде всего сказать, что бессознательное существует. Безусловно. Его проявления в каждом конкретном случае — это чувства, ощущения, тенденции окрашивать текущий опыт в тот или иной тон, фоновые ощущения, восприятие контекстов событий. Даже выбор и субъективное формирование, как говорят в гештальтпсихологии, «фигуры контакта», то есть собственно того, что именно мы воспринимаем в текущем событии, что делаем «фигурой» сознательного восприятия. Но когда мы переходим к непосредственным действиям, воплощенным в поведении, эти влияния могут быть более или менее осознаны и более или менее регулируемы [3].
Более того, закрепленная между людьми в текущих значимых отношениях нормативность сознательной репрезентации текущего опыта и, особенно, поведения требует сознавать свой текущий опыт и воплощать активационную составляющую в рамках сознательного целенаправленного поведения [2].
Определение того, что именно послужило активацией и как человек эту активацию воспринял, является делом индивидуально-психологического анализа, то есть психологического консультирования и психотерапии с учетом необходимости и доступности этой операции. Суть происходящего переживается субъектами в личном мире каждого. Этот внутренний мир не может быть полностью внесен в коммуникацию, но он может быть проявлен в поведении в зависимости от возможностей ситуации. Адекватным выражением субъектности человека является ответственность как выбор того или иного действия в согласованном поведении [4].
Однако мы можем выделить несколько общих моментов перехода от бессознательной активации к сознательному поведению, соблюдение которых служит в целом упрощению и гармонизации пространства сознательного управления поведением (или представляет собой магистральные линии перехода бессознательной активации в сознательное поведение):