Дата публикации: 01.01.2022

Тенденция к деперсонализации и утрата культуры отношений в современном обществе

Аннотация

В статье рассматриваются два вида деперсонализации в современном обществе и их связь с проблемой отношений. Тенденция к самоустранению или «стиранию лица» показана через призму понятия следа в современной французской философии и трансформацию представления собственного лица в современной культуре. Тенденция к деперсонализации другого представлена в свете особенностей современного общества как иллюзорно коммуникативного общества, или, в терминологии Ж. Бодрийяра, общества не-ответа. С точки зрения двух представленных тенденций анализируется состояние современной культуры отношений в образовательной сфере и делается вывод об общей тенденции к (де)персонификации и о необходимости возврата к пониманию отношения как специфически человеческой категории, связанной с понятиями лица, связи и общения.




Несмотря на то что тема отношения как «особого явления человеческого бытия, заложенного в процессе антропогенеза» [18, с. 4] никак не может рассматриваться на настоящий момент как малоизученная и тем более неизученная как с психологической, так и с философской точки зрения, она сегодня становится особенно актуальной и требует определенного пересмотра в связи с изменениями современной культуры и общества, привносимыми в них явлениями дистанциализации [10] и дигитализации, а также в связи с возрастающей ролью «культуры риска», складывающейся в так называемом «обществе рисков», которое «производит риски так же, как классический капитализм производит товары» [11, с. 99].

Отношение как особая категория в психологии подробно разрабатывается в трудах В. М. Мясищева [13], который не только сформировал теоретико-методологическую базу для дальнейшего развития психологии отношений, но и сделал акцент на том, что отношения представляют собой установление избирательных связей человека с миром, с другими людьми и с самим собой, влияющих на самого человека и на его деятельность. Такая трактовка отношения оказывается сродни философскому пониманию настроенности присутствия (см.: [22, с. 28–31, 105–115; 23, с. 187–188]), разрабатываемому в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, для которого одним из основным определений человека становится присутствие как особое сущее, которое единственное среди всех прочих видов сущего, «понимая в своем бытии, относится к этому бытию» [21, с. 53], а основными положениями в установлении «присутствиеразмерного способа бытия», каковым и является бытие человека, оказываются:

1) изначальная открытость (или «предразомкнутость» [там же, с. 76, 85–86, 269–270] человека и того, что составляет его окружение, а также того, что обнаруживается им за этим окружением как необходимо данное;

2) несамостоятельность и неиерархичность человека и мира, человека и другого и пр. (в подтверждение этого тезиса в разных своих работах М. Хайдеггер настойчиво повторяет, что «нет и никогда не может быть дано голого субъекта без мира» [там же, с. 116], а «другой — это дуплет самости» [там же, с. 124]);

3) собственно «настроенность» (см.: [22, с. 28–31, 105–115; 23, с. 187–188]) как обнаружение существенной и специфической для человека установки исходить не из собственного внутреннего как некоторого самозамкнутого пространства (не из «жалкого Ячества» [21, с. 116]) и не из внешнего как внеположного ему и определяющего внутреннее, но — из изначальной потребности и в то же время естественно-уместного положения «быть внутри этого вовне» [там же, с. 62], когда сферу моего составляет то, что, фактически мной не являясь, меня затрагивает, оказывается близким, заставляет страшиться и заботиться.

Список литературы

1. Нанси Ж.-Л. Сегодня / Ж.-Л. Нанси // Ad Marginem` — 93 : ежегодник Лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. — М., 1994. — С. 148–164.
2. Enzensberger H. M. Constituents of a Theory of the Media [Electronic resource] / H. M. Enzensberger // New Left Review. — 1970. — Vol. 64. — P. 13–36. — Mode of access: <a href="https://newleftreview.org/issues/i64/articles/hans-magnus-enzensberger-constituent" target="_blank">https://newleftreview.org/issues/i64/articles/hans-magnus-enzensberger-constituent</a>
3. <a href="https://www.rulit.me/books/sovershennoe-prestuplenie-zagovor-iskusstvaread-554724-1.html" target="_blank">https://www.rulit.me/books/sovershennoe-prestuplenie-zagovor-iskusstvaread-554724-1.html</a> (дата обращения: 14.01.2022). — doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-99-107
4. доступа:
5. Щелкунов М. Д. Вузовская философия: требуется перезагрузка [Электронный ресурс] / М. Д. Щелкунов // Высш. образование в России. — 2021. — Т. 30, № 10. — С. 99–107. — Режим
6. Ченцов А. О бизнесе образовательных услуг / А. Ченцов // Высш. образование в России. — 1999. — № 2. — С. 120–123.
7. Хайдеггер М. Размышления VII–XI (Черные тетради 1938–1939) / М. Хайдеггер. — М. : Изд-во Ин-та Гайдара, 2018. — 528 с.
8. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. — М. : Ad Marginem, 1997. — 452 с. 22. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер. — СПб. : Владимир Даль, 2013. — 592 с.
9. Философия трансмедиа : кол. монография / под ред. Н. Н. Ростовой. — М. : Проспект, 2022. — 88 с.
10. Фаликман М. В. Цифровое опосредствование: новые рубежи культурно-исторического подхода / М. В. Фаликман // Вопр. психологии. — 2020. — № 2. — С. 3–14.
11. Сайко Э. В. Отношение как всеобщее свойство человека, его социальное определение / Э. В. Сайко // Мир психологии. — 2019. — № 1. — С. 3–12.
12. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. — Режим доступа: <a href="http://www." target="_blank">http://www.</a> kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 20.05.2021).
13. Подорога В. Лицо других / В. Подорога // Ad Marginem` — 93 : ежегодник Лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. — М., 1994. — С. 131–147.
14. Петрунева Р. В. Проблемы дидактики высшей школы: неразрезанные страницы / Р. В. Петрунева, В. Д. Васильева, Ю. В. Петрунева // Высш. образование в России. — 2021. — Т. 30, № 8–9. — С. 56–68.
15. Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. А. В. Качалов. — М. : Рипол-Классик, 2016. — 222 с.
16. Мясищев В. Н. Психология отношений : избр. психол. тр. / В. Н. Мясищев. — М. ; Воронеж, 1995. — 356 с.
17. Мортон Т. Стать экологичным / Т. Мортон. — М. : Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2019. — 240 с.
18. Марков В. Н. Масштаб отношения / В. Н. Марков // Мир психологии. — 2019. — № 1. — С. 99–109.
19. Козолупенко Д. П. Дистанциализация в социализации современного человека / Д. П. Козолупенко // Изв. Рос. акад. образования. — 2021. — № 4. — С. 70–83. — doi: 10.51944/2073-8498_2021_4_70
20. Козолупенко Д. П. Деантропологизирующая тенденция в философии трансмедиа / Д. П. Козолупенко // Философия хозяйства. — 2021. — № 6. — С. 146–156.
21. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант. — СПб. : Наука, 1999. — 471 с.
22. Ильин И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. — М. : Республика, 1993. — 431 с.
23. Деррида Ж. Два слова для Джойса / Ж. Деррида // Ad Marginem` — 93 : ежегодник Лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. — М., 1994. — С. 354–383.
24. Бьюкетмен С. Конечная тождественность / С. Бьюкетмен // Комментарии. — 1997. — № 11. — С. 169–193.
25. Бодрийяр Ж. Совершенное преступление. Заговор искусства / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. А. В. Качалов. — М. : Рипол-Классик, 2019. — 348 с.
26. Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа [Электронный ресурс] / Ж. Бодрийяр // Поэтика и политика : альманах Рос.-фр. центра социологии и философии Ин-та социологии Рос. акад. наук. — М. ; СПб., 1999. — С. 193–226. — Режим доступа: <a href="http://alexkrm.spb.ru/" target="_blank">http://alexkrm.spb.ru/</a> pape
27. Бодрийяр Ж. Изнасилованное воображение [Электронный ресурс] / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. Д. Орлова. — Режим доступа: <a href="https://www.photographer.ru/cult/theory/3685.htm" target="_blank">https://www.photographer.ru/cult/theory/3685.htm</a> (дата обращения: 11.01.2022).

Остальные статьи