Отношение к культуре и культурный переход
Аннотация
В работе рассматривается отношение к культуре как операционализация культуры отношений и с учетом голографичности соотношения личной и общей культуры. Особое внимание уделяется субъектным отношениям и их особенностям. Отмечаются некоторые кризисные явления в развитии современных культуры и общества и внутренние противоречия, их порождающие. Констатируется ситуация изменения общего отношения к культуре, происшедшая за последнее столетие, породившее массовую культуру и «одномерного человека», ее потребляющего, что предлагается обозначать как культурный переход. Культурный переход можно рассматривать как конкретизацию теории культурного лага в современных условиях. Обсуждаются возможные последствия культурного перехода для развития общества в ситуации цивилизационного слома.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2022 |
Страницы | 47-57 |
УДК | 316.7+159.9.07 |
DOI | 10.51944/20738498_2022_1_47 |
Надейся на лучшее и готовься к худшему.
Английская пословица
В эпоху цивилизационного слома и перехода к новым социальным формам несомненный интерес представляет положение дел в культуре, на основе которой осуществляется интеграция отдельных социальных тенденций, что также можно охарактеризовать как переход от одного состояния к другому. Этот переход только наметился, поэтому его обсуждение должно носить гипотетический характер в силу достаточно длительного исторического времени этого процесса и с учетом определенных искажений, вносимых в представления о переходе накопившимися концепциями и взглядами, которые лучше подходят к прошлому (они из него выросли), чем к возможному будущему. Тем не менее даже такие гипотетические взгляды требуется обсуждать хотя бы для того, чтобы видеть в первом приближении диапазон возможностей. При этом среди этих возможностей, конечно, хочется выбрать наиболее оптимистичную и приятную для себя лично (то, что аналитики обычно называют «позитивным сценарием»), исторический опыт подсказывает, что либо сбывается что-то совсем непредвиденное (как, например, возникновение Интернета; кто о нем думал полвека назад?), либо реализуется какой-то весьма неприятный сценарий (скажем, пандемия).
Культуру предлагается рассматривать как общедоступный социальный опыт. Если опыт доступен локально, в каком-то сообществе, то можно говорить о субкультуре, если это индивидуально доступный опыт, то речь идет о личной культуре. В современном мире объем общедоступного опыта колоссален, однако в силу достаточно совершенного развития систем связи и фиксации в ситуации глобализации он с какого-то момента начинает прирастать новизной заметно медленнее. Возникают жалобы, что все великие книги уже написаны, фундаментальные открытия сделаны, впереди в основном перепевы уже существующего и даже наука уже умерла (Д. Хорган) [10]. Тем не менее под влиянием Интернета культура продолжает развиваться, и значительный интерес представляет динамика этого процесса. В свое время, анализируя направление движения культурной информации между поколениями, М. Мид (см.: [11]) выделила три типа культуры: — постфигуративный — передачу знаний от взрослых к детям; — кофигуративный — получение детьми и взрослыми знаний преимуще
ственно от своих сверстников; — префигуративный — передачу знаний от детей ко взрослым.