Дата публикации: 01.01.2022

Трансформация отношений к человеку и миру под влиянием кризиса культуры и ее концепций

Аннотация

В статье рассматриваются две основные темы: что собой представляет отношение к человеку и миру, а также как оно менялось в истории культуры. Автор выделяет в категории отношения три составляющие — сущность, соотнесенность и различение членов отношения. Целое, в котором можно проследить изменения отношений, задается понятиями «культура» и «личность». Анализируются ситуации изменения отношения к человеку и миру в европейской культуре: понимание Платоном и Аристотелем души; соотнесенность человека и Бога в творчестве св. Августина и письмах Элоизы и Абеляра; свобода и необходимость как полюса новоевропейского отношения к человеку у Канта; кризис новоевропейского отношения к человеку и миру (Ницше и Библер) и деконструкция новоевропейского отношения к человеку и миру в работах Зигмунта Баумана. Делается вывод, что в настоящее время, характеризующееся двойным переходом (кризис модерна и становление «фьючекультуры»), отношение к миру и человеку становится неопределенным и деконструируется.




Прежде всего, имея в виду заявленную тему, стоит уточнить понятие «отношение». В Новой философской энциклопедии читаем: «ОТНОШЕНИЕ — связь между некоторой сущностью и тем, что с ней соотнесено. Считается, что категорию отношения в философию ввел Аристотель, писавший, что нечто “есть то, что оно есть”, лишь “в связи с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому”. Для соотнесенного существовать — значит находиться в каком-либо отношении к другому. По Аристотелю, сущность есть условие возможности отношений. Подразумевается, что всякое отношение соотносит сущности определенных видов (или сортов, как принято говорить в прикладной логике). Однако еще до Аристотеля понятие отношения фактически рассматривалось другими эллинскими мыслителями, в частности Платоном. Для последнего  отношение есть связь между идеями, благодаря которой они становятся доступными познанию» [12].

Помимо сущности как условия выделения отношения и соотнесенности можно указать еще одну характеристику: отношения позволяют различить и, образно говоря, измерить предметы, связанные с отношением. Этот момент, правда в рамках христианского дискурса, отмечал еще в Средние века философ Северин Боэций. «В Боге, — поясняет понимание Боэцием отношения Светлана Неретина, — “слитно и нераздельно” существуют все категории. В сотворенных же вещах они раздельны: человек есть и субстанция, и количество, и пр. Бога же если и можно назвать субстанцией, то в каком-то ином смысле, это “субстанция, которая выше субстанции” ... то есть ни одна категория не сказывается о нем. Поэтому к Богу если и применимы какие-либо категории, то таковой является категория отношения. “Отношение не создает инаковости вещей, о которых сказывается, но — если можно так сказать, пытаясь истолковать то, что едва поддается пониманию, — создает различия лиц”... “Отец” и “Сын” суть “сказуемые отношения”. Они “не отличаются ничем, кроме отношения”. “Субстанция сохраняет единство [Бога], отношение же размножает Его в Троицу”...» [10, с. 192].

Учтем теперь, что отношения существуют не в безвоздушном пространстве, а в истории и культуре. Поскольку в историческом времени и пространстве культуры сменяют друг друга (в синхронном плане сосуществуют и взаимодействуют между собой), постольку меняются и указанные три характеристики отношения. Целое, в котором можно проследить эти изменения, задается понятием «личность». Как я показываю, личность — это человек, переходящий, начиная с Античности, к самостоятельному поведению, что предполагает выстраивание им приватного мира и себя в нем [18].

Итак, изменение отношений происходит под влиянием культуры и личности. Можно назвать некоторые из особенностей и того и другого — уникальность, неповторимость, индивидуальность, притом что есть, конечно, и общие свойства. В методологическом плане это означает, что анализ трансформаций (изменений) отношений предполагает опору на «индивиды», то есть на конкретные типы культуры, на конкретные личности внутри конкретной культуры.

Мир конкретной личности и понимание ее в этом мире, истолковываемые как меняющиеся в конкретной культуре сущности, соотнесенности и измерения (различения), и можно считать нужными нам отношениями. Ясно, что в статье мы не сможем рассмотреть все случаи трансформации отношения к человеку и миру под влиянием изменений культуры. Ограничимся отдельными характерными примерами (кейсами), не исключив, впрочем, современную культурную ситуацию.

Список литературы

1. Неретина С. С. Верующий разум : К истории средневековой философии / С. С. Неретина. — Архангельск : Изд-во Помор. междунар. пед. ун-та им. М. В. Ломоносова, 1995. — 368 с.
2. Розин В. М. Личность и ее изучение / В. М. Розин. — М. : URSS, 2021. — 230 с.
3. Розин В. М. Генезис европейской социальности : Этюды-исследования. Новое время / В. М. Розин. — М. : Нов. хронограф, 2020. — 400 с.
4. Розин В. М. Природа социальности : Проблемы методологии и онтологии социальных наук / В. М. Розин. — М. : ЛЕНАНД, 2016. — 288 с.
5. Подорога В. А. Ницше / В. А. Подорога // Нов. филос. энцикл. : в 4 т. — М., 2001. — Т. 3. — С. 93–95.
6. Платон. Государство / Платон // Собр. соч. : в 4 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 79–421.
7. Платон. Федр / Платон // Собр. соч. : в 4 т. — М., 1993. — Т. 2. — С. 135–192.
8. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://gufo.me/dict/" target="_blank">https://gufo.me/dict/</a> philosophy_encyclopedia/ОТНОШЕНИЕ (дата обращения: 10.03.2022).
9. Отношение
10. Неретина С. С. Время культуры / С. С. Неретина, А. П. Огурцов. — СПб. : Изд-во Рус. христ. гуманит. ин-та, 2000. — 343 с.
11. Абеляр П. История моих бедствий / П. Абеляр. — М. : Изд-во АН СССР, 1959. — 256 с.
12. Кант И. Критика практического разума / И. Кант // Соб. соч. : в 4 т. — М., 1997. — Т. 3. — С. 276–733.
13. Боэций. Комментарий к Порфирию / Боэций // «Утешение философией» и другие трактаты. — М., 1990. — С. 5–144.
14. Беляев В. А. Методологический дискурс о модерне : Через критику книги Ю. Хабермаса «Философский дискурс о модерне» / В. А. Беляев. — М. : URSS, 2022. — 376 с.
15. Бауман З. Ретротопия / З. Бауман. — М. : ВЦИОМ, 2019. — 160 с.
16. Бауман З. Актуальность холокоста / З. Бауман. — М. : Европа, 2010. — 316 с.
17. Бауман З. Текучая современность / З. Бауман ; пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. — СПб. : Питер, 2008. — 240 с.
18. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель. — М. : ЭКСМО-Пресс, 1997. — 73 с.
19. Августин Аврелий. Исповедь / Аврелий Августин. — М. : Республика, 1992. — 332 с.

Остальные статьи