Трансформация отношений к человеку и миру под влиянием кризиса культуры и ее концепций
Аннотация
В статье рассматриваются две основные темы: что собой представляет отношение к человеку и миру, а также как оно менялось в истории культуры. Автор выделяет в категории отношения три составляющие — сущность, соотнесенность и различение членов отношения. Целое, в котором можно проследить изменения отношений, задается понятиями «культура» и «личность». Анализируются ситуации изменения отношения к человеку и миру в европейской культуре: понимание Платоном и Аристотелем души; соотнесенность человека и Бога в творчестве св. Августина и письмах Элоизы и Абеляра; свобода и необходимость как полюса новоевропейского отношения к человеку у Канта; кризис новоевропейского отношения к человеку и миру (Ницше и Библер) и деконструкция новоевропейского отношения к человеку и миру в работах Зигмунта Баумана. Делается вывод, что в настоящее время, характеризующееся двойным переходом (кризис модерна и становление «фьючекультуры»), отношение к миру и человеку становится неопределенным и деконструируется.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2022 |
Страницы | 39-47 |
УДК | 167 |
DOI | 10.51944/20738498_2022_1_39 |
Прежде всего, имея в виду заявленную тему, стоит уточнить понятие «отношение». В Новой философской энциклопедии читаем: «ОТНОШЕНИЕ — связь между некоторой сущностью и тем, что с ней соотнесено. Считается, что категорию отношения в философию ввел Аристотель, писавший, что нечто “есть то, что оно есть”, лишь “в связи с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому”. Для соотнесенного существовать — значит находиться в каком-либо отношении к другому. По Аристотелю, сущность есть условие возможности отношений. Подразумевается, что всякое отношение соотносит сущности определенных видов (или сортов, как принято говорить в прикладной логике). Однако еще до Аристотеля понятие отношения фактически рассматривалось другими эллинскими мыслителями, в частности Платоном. Для последнего отношение есть связь между идеями, благодаря которой они становятся доступными познанию» [12].
Помимо сущности как условия выделения отношения и соотнесенности можно указать еще одну характеристику: отношения позволяют различить и, образно говоря, измерить предметы, связанные с отношением. Этот момент, правда в рамках христианского дискурса, отмечал еще в Средние века философ Северин Боэций. «В Боге, — поясняет понимание Боэцием отношения Светлана Неретина, — “слитно и нераздельно” существуют все категории. В сотворенных же вещах они раздельны: человек есть и субстанция, и количество, и пр. Бога же если и можно назвать субстанцией, то в каком-то ином смысле, это “субстанция, которая выше субстанции” ... то есть ни одна категория не сказывается о нем. Поэтому к Богу если и применимы какие-либо категории, то таковой является категория отношения. “Отношение не создает инаковости вещей, о которых сказывается, но — если можно так сказать, пытаясь истолковать то, что едва поддается пониманию, — создает различия лиц”... “Отец” и “Сын” суть “сказуемые отношения”. Они “не отличаются ничем, кроме отношения”. “Субстанция сохраняет единство [Бога], отношение же размножает Его в Троицу”...» [10, с. 192].
Учтем теперь, что отношения существуют не в безвоздушном пространстве, а в истории и культуре. Поскольку в историческом времени и пространстве культуры сменяют друг друга (в синхронном плане сосуществуют и взаимодействуют между собой), постольку меняются и указанные три характеристики отношения. Целое, в котором можно проследить эти изменения, задается понятием «личность». Как я показываю, личность — это человек, переходящий, начиная с Античности, к самостоятельному поведению, что предполагает выстраивание им приватного мира и себя в нем [18].
Итак, изменение отношений происходит под влиянием культуры и личности. Можно назвать некоторые из особенностей и того и другого — уникальность, неповторимость, индивидуальность, притом что есть, конечно, и общие свойства. В методологическом плане это означает, что анализ трансформаций (изменений) отношений предполагает опору на «индивиды», то есть на конкретные типы культуры, на конкретные личности внутри конкретной культуры.
Мир конкретной личности и понимание ее в этом мире, истолковываемые как меняющиеся в конкретной культуре сущности, соотнесенности и измерения (различения), и можно считать нужными нам отношениями. Ясно, что в статье мы не сможем рассмотреть все случаи трансформации отношения к человеку и миру под влиянием изменений культуры. Ограничимся отдельными характерными примерами (кейсами), не исключив, впрочем, современную культурную ситуацию.