«История культурного развития приводит нас к вопросам воспитания»
Аннотация
Статья посвящена актуальной для современного образования проблеме воспитания школьников, которая рассматривается в контексте сформулированного Л. С. Выготским тезиса: к вопросам воспитания нас приводит культурное развитие ребенка. Обсуждается суть взаимной обусловленности культуры и образования, которая «позволяет» процессу обучения влиять на воспитание школьников. Обращается внимание на то, что школьная психологическая служба как психологическое обеспечение образовательного процесса — интегральное образование, объединяющее в себе научные, прикладные и практические аспекты, и что вопросы воспитания в значительной степени связаны с прикладными ее аспектами.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2022 |
Страницы | 22-39 |
УДК | 37.01:37.017 |
DOI | 10.51944/20738498_2022_1_22 |
Практическая психология, реализуемая в деятельности психологической службы, представлена во всех сферах общественной жизни, но, пожалуй, в наибольшей степени — в системе образования. Во всех регионах страны идет коллективная работа (съезды, конференции, научно-практические семинары и пр.) по определению, уточнению целей, задач, методов психологической службы. Сейчас они выглядят примерно так:
— цель — психологическое здоровье детей и школьников;
— основная задача — содействие их не только полноценному психическому, но и духовному (культурному) развитию;
— основное средство — создание вместе с учителями, родителями, социальными педагогами образовательной среды, благоприятной для полноценного проживания растущим и взрослеющим человеком каждого возрастного периода, для активизации потенциальных возможностей развития психологической культуры личности.
Ежегодный Всероссийский профессиональный конкурс «Педагогпсихолог — 2021», в котором приняли участие психологи — представители почти всех регионов страны, свидетельствует о том, что психологи способны творчески ответить на вызовы нового времени, работая в условиях форсированного технологического прогресса, быстро меняющегося социально-культурного мира, усложняющихся межпоколенческих отношений, цифровизации педагогического процесса и даже в условиях вдруг возникшей пандемии. Эксперты и члены жюри отметили высокий профессиональный уровень конкурсантов, их творческий подход к организации и проведению своей работы, глубокое проникновение в суть как традиционных, так и вновь возникающих проблем развития, взросления, психологического благополучия детей и школьников. Но конкурс — это не только смотр профессиональных достижений педагогов-психологов, но и фактор дальнейшего развития психологической службы. Знакомство с деятельностью лучших представителей этой службы и ее анализ подсказывают направление дальнейшего развития практической психологии в системе образования.