Дата публикации: 01.01.2022

«История культурного развития приводит нас к вопросам воспитания»

Аннотация

Статья посвящена актуальной для современного образования проблеме воспитания школьников, которая рассматривается в контексте сформулированного Л. С. Выготским тезиса: к вопросам воспитания нас приводит культурное развитие ребенка. Обсуждается суть взаимной обусловленности культуры и образования, которая «позволяет» процессу обучения влиять на воспитание школьников. Обращается внимание на то, что школьная психологическая служба как психологическое обеспечение образовательного процесса — интегральное образование, объединяющее в себе научные, прикладные и практические аспекты, и что вопросы воспитания в значительной степени связаны с прикладными ее аспектами.




Практическая психология, реализуемая в деятельности психологической службы, представлена во всех сферах общественной жизни, но, пожалуй, в наибольшей степени — в системе образования. Во всех регионах страны идет коллективная работа (съезды, конференции, научно-практические семинары и пр.) по определению, уточнению целей, задач, методов психологической службы. Сейчас они выглядят примерно так:

— цель — психологическое здоровье детей и школьников;

— основная задача — содействие их не только полноценному психическому, но и духовному (культурному) развитию;

— основное средство — создание вместе с учителями, родителями, социальными педагогами образовательной среды, благоприятной для полноценного проживания растущим и взрослеющим человеком каждого возрастного периода, для активизации потенциальных возможностей развития психологической культуры личности.

Ежегодный Всероссийский профессиональный конкурс «Педагогпсихолог — 2021», в котором приняли участие психологи — представители почти всех регионов страны, свидетельствует о том, что психологи способны творчески ответить на вызовы нового времени, работая в условиях форсированного технологического прогресса, быстро меняющегося социально-культурного мира, усложняющихся межпоколенческих отношений, цифровизации педагогического процесса и даже в условиях вдруг возникшей пандемии. Эксперты и члены жюри отметили высокий профессиональный уровень конкурсантов, их творческий подход к организации и проведению своей работы, глубокое проникновение в суть как традиционных, так и вновь возникающих проблем развития, взросления, психологического благополучия детей и школьников. Но конкурс — это не только смотр профессиональных достижений педагогов-психологов, но и фактор дальнейшего развития психологической службы. Знакомство с деятельностью лучших представителей этой службы и ее анализ подсказывают направление дальнейшего развития практической психологии в системе образования.

Список литературы

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М. : ЛОГОС, 2008.
2. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский. — М., 2004.
3. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. / Л. Н. Толстой. — М. ; Л., 1992. — Т. 45.
4. Теплов Б. М. Избранные труды : в 2 т. / Б. М. Теплов. — М. : Педагогика, 1985. — Т. 1.
5. Твардовский А. Статьи и заметки о литературе / А Твардовский. — М. : Сов. писатель, 1961.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2001.
7. Межуев В. М. Современное знание о культуре / В. М. Межуев. — СПб. : СПбГУП, 2008.
8. Лотман Ю. М. Воспитание души / Ю. М. Лотман. — СПб., 2003.
9. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. — М. ; Воронеж, 1996.
10. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики / В. П. Зинченко. — М. : Гардарики, 2003.
11. Абакумова И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И. В. Абакумова. — Ростов н/Д : Изд-во Ростов. ун-та, 2003.
12. Дубровина И. В. Методика преподавания психологии в высшей школе / И. В. Дубровина. — М. : Юрайт, 2021.
13. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики / И. В. Дубровина. — М. : Педагогика, 1991.
14. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 2007.
15. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. — М., 1984. — Т. 4.
16. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М., 1991.
17. Выготская Г. Л. Доклад на конференции Международной ассоциации школьных психологов (г. Данди, Шотландия, июль, 1955) / Г. Л. Выготская // Дет. практ. психолог. — 1996. — № 1–2. — С. 5–8.
18. Воспитывающее обучение // Пед. энцикл. [в 4 т.] / гл. ред. А. И. Каиров, Ф. Н. Петров. — М., 1964. — Т. 1. — С. 399–402.
19. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л. И. Божович. — СПб., 2008.

Остальные статьи