Дата публикации: 01.10.2022

Психолого-педагогические аспекты профессиональной деформации преподавателя вуза

Аннотация

Изменения в современном обществе затрагивают все стороны жизнедеятельности личности и требуют переосмысления подходов, в том числе и в образовательной сфере, к личности педагога. Ускорение темпов жизни, проблемные моменты межличностных взаимодействий в условиях пандемии обострили симптомы эмоциональных перегрузок, синдрома хронической усталости, особенно у специалистов, профессии которых связаны с постоянным взаимодействием с людьми. Профессиональная деятельность педагогов предполагает эмоциональную насыщенность в условиях ситуаций высокой ответственности, многозадачности, высокой актуализации и отдачи когнитивной и физической энергии, что провоцирует развитие синдрома эмоционального выгорания. В связи с этим изучение специфики профессиональной деформации педагога в условиях изменившихся требований и вызовов социума становится актуальной необходимостью как с психологической, 111 так и с экономической точки зрения. Междисциплинарный подход в изучении данного вопроса позволяет учесть все стороны процесса профилактики и коррекции профессиональной деформации педагога. В статье проанализированы психолого-педагогические аспекты профессиональной деформации педагога: содержательные характеристики симптомов эмоционального выгорания, факторы, влияющие на процесс возникновения данного состояния у педагогов, условия, ситуации профессиональной деятельности, которые способствуют возникновению эмоционального выгорания; представлены результаты апробации авторской программы профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания преподавателей вуза.




Введение Многоаспектный характер социально-экономических преобразований в мире и в России, компьютеризация труда, развитие и рост нематериальных форм деятельности, пересмотр методологических приоритетов обусловливают и новые требования к педагогической деятельности, необходимости перестроения целей и задач личности педагога в образовательном процессе, мобильности в активизации и освоении новых функций. В связи с этим нарастает и становится проблемной зоной стрессогенный характер педагогической деятельности, значимость профилактики и коррекции профессиональной деформации.

Условия пандемии выдвинули на первый план необходимость организации дистанционной формы образовательного процесса, обнаружив при этом необходимость овладения педагогами новым функционалом умений реализации дистанционных технологий в построении, контроле, оценивании индивидуальной образовательной траектории обучающихся. Новообразованием времени для каждого профессионала из любой отрасли знаний становится умение быстрого и гибкого адаптирования к изменяющимся условиям профессиональной деятельности и возможного прогнозирования таковых изменений. В таких условиях профессионал становится более подверженным стрессогенным факторам среды и склонным к более раннему «приобретению» профессиональной деформации.

Профессиональная деформация педагога как профессионала рассматривается в современной практике как состояние, характеризующееся симптомами эмоционального, когнитивного, поведенческого характера; как изменение качеств личности и поведения под влиянием выполнения профессиональной деятельности; как следствие эмоционального стресса, способ реагирования, адаптирования на стрессогенные факторы интенсивного профессионального общения.

Изложение основного материала статьи Понимание профессиональной деформации наиболее многоаспектно раскрывает содержательную наполненность позиции данного явления: как «искажение профессионально важных качеств», «нарушение усвоенных способов деятельности», «появление стереотипов профессионального поведения» [4].

Необходимо отметить, что в научных исследованиях присутствует некоторая синонимичность понятий «профессиональная деформация» и «профессиональная деструкция личности». Признавая факт терминологической неопределенности понятий, следует отметить, что профессиональная деформация в существенном моменте связывается с изменениями личности в результате выполнения ею профессиональных обязанностей.

Список литературы

1. 1. Батракова С. И. Профессиональное выгорание преподавателей вузов / С. И. Батракова // Социально-гуманитарное образование: актуальные проблемы : матер. Всерос. нац. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15 апреля 2021 г.). — Екатеринбург : Уральский государс
2. 2. Бочкова Т. А. Профессиональное выгорание преподавателей на фоне пандемии. Как Covid отразился на эмоциональном фоне и работоспособности / Т. А. Бочкова // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов (шифр — МКАП 7) : сб. мате
3. 3. Водопьянова Н. Е. К проблеме мультифакторной детерминации синдрома выгорания IT-специалистов / Н. Е. Водопьянова, О. О. Гофман, А. Ф. Джумагулова // Социализация в глобальном мире: вызовы современности : сб. матер. II Междунар. науч.-практ. конф. / под
4. 4. Гордиенко Н. В. Психологическое сопровождение профилактики профессиональной деформации личности педагога : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. В. Гордиенко. — Ставрополь, 2008. — 224 c.
5. 5. Гецкина И. Б. Психологические аспекты эмоционального выгорания у преподавателей вузов в критические периоды развития общества / И. Б. Гецкина // Педагогическое образование. — 2022. — Т. 3, № 4. — С. 142–147.
6. 6. Егорова Ю. Н. Созидающая самореализация личности: экзистенциально-антропологический подход / Ю. Н. Егорова, Е. В. Конькина // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 55–10. — С. 94–100.
7. 7. Логвинов Н. Есть такая профессия [Электронный ресурс] / Н. Логвинов. — Режим доступа: <a href="https://ruobraz.ru/theme/est-takaya-professiya" target="_blank">https://ruobraz.ru/theme/est-takaya-professiya</a> (дата обращения: 02.12.2022).
8. 8. Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учеб. пособие / Е. Н. Сапьяник, А. С. Черепанов, Е. В. Митасова и др. — М., 2021. — 271 с.
9. 9. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. — М. : АСТ, 2022. — 288 с.

Остальные статьи