Психолого-педагогические аспекты профессиональной деформации преподавателя вуза
Аннотация
Изменения в современном обществе затрагивают все стороны жизнедеятельности личности и требуют переосмысления подходов, в том числе и в образовательной сфере, к личности педагога. Ускорение темпов жизни, проблемные моменты межличностных взаимодействий в условиях пандемии обострили симптомы эмоциональных перегрузок, синдрома хронической усталости, особенно у специалистов, профессии которых связаны с постоянным взаимодействием с людьми. Профессиональная деятельность педагогов предполагает эмоциональную насыщенность в условиях ситуаций высокой ответственности, многозадачности, высокой актуализации и отдачи когнитивной и физической энергии, что провоцирует развитие синдрома эмоционального выгорания. В связи с этим изучение специфики профессиональной деформации педагога в условиях изменившихся требований и вызовов социума становится актуальной необходимостью как с психологической, 111 так и с экономической точки зрения. Междисциплинарный подход в изучении данного вопроса позволяет учесть все стороны процесса профилактики и коррекции профессиональной деформации педагога. В статье проанализированы психолого-педагогические аспекты профессиональной деформации педагога: содержательные характеристики симптомов эмоционального выгорания, факторы, влияющие на процесс возникновения данного состояния у педагогов, условия, ситуации профессиональной деятельности, которые способствуют возникновению эмоционального выгорания; представлены результаты апробации авторской программы профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания преподавателей вуза.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 04/2022 |
Страницы | 110-118 |
УДК | 378.145 |
DOI | 10.51944/20722516_2022_4_110 |
Введение Многоаспектный характер социально-экономических преобразований в мире и в России, компьютеризация труда, развитие и рост нематериальных форм деятельности, пересмотр методологических приоритетов обусловливают и новые требования к педагогической деятельности, необходимости перестроения целей и задач личности педагога в образовательном процессе, мобильности в активизации и освоении новых функций. В связи с этим нарастает и становится проблемной зоной стрессогенный характер педагогической деятельности, значимость профилактики и коррекции профессиональной деформации.
Условия пандемии выдвинули на первый план необходимость организации дистанционной формы образовательного процесса, обнаружив при этом необходимость овладения педагогами новым функционалом умений реализации дистанционных технологий в построении, контроле, оценивании индивидуальной образовательной траектории обучающихся. Новообразованием времени для каждого профессионала из любой отрасли знаний становится умение быстрого и гибкого адаптирования к изменяющимся условиям профессиональной деятельности и возможного прогнозирования таковых изменений. В таких условиях профессионал становится более подверженным стрессогенным факторам среды и склонным к более раннему «приобретению» профессиональной деформации.
Профессиональная деформация педагога как профессионала рассматривается в современной практике как состояние, характеризующееся симптомами эмоционального, когнитивного, поведенческого характера; как изменение качеств личности и поведения под влиянием выполнения профессиональной деятельности; как следствие эмоционального стресса, способ реагирования, адаптирования на стрессогенные факторы интенсивного профессионального общения.
Изложение основного материала статьи Понимание профессиональной деформации наиболее многоаспектно раскрывает содержательную наполненность позиции данного явления: как «искажение профессионально важных качеств», «нарушение усвоенных способов деятельности», «появление стереотипов профессионального поведения» [4].
Необходимо отметить, что в научных исследованиях присутствует некоторая синонимичность понятий «профессиональная деформация» и «профессиональная деструкция личности». Признавая факт терминологической неопределенности понятий, следует отметить, что профессиональная деформация в существенном моменте связывается с изменениями личности в результате выполнения ею профессиональных обязанностей.