Культура как среда и способ формирования отношений
Аннотация
Показано, что культура является среди прочего средой и способом формирования отношений между людьми, а также отношения людей к различным сторонам окружающего мира. В условиях пандемийных ограничений и расширения дистанционного образования влияние культуры и ее образцов сопоставимо с влиянием собственно образования как части культуры. Ситуация обостряется противоречиями, условно названными автором противоречиями контента и технологии. Важным смягчающим фактором является усиление гуманитарной составляющей в содержании образования на всех его уровнях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2022 |
Страницы | 13-21 |
УДК | 317.7 |
DOI | 10.51944/20738498_2022_1_13 |
В данной статье речь пойдет о культуре только в одном ее аспекте — как о способе формирования отношений в культурной среде. Отношений между людьми, отношения людей к миру, природе, идеям, событиям и т. д. Понятно, что все названное в предыдущем предложении, а ведь перечень можно и продолжить, так объемно, что придется вспомнить бессмертного Козьму Пруткова: «Нельзя объять необъятное». Не пытаясь опровергнуть максиму «великого ученого», возьмем только отношения между людьми и отношение к миру идей.
Прежде всего отметим, что на самом верхнем, философско-методологическом, уровне культура — это все, что создано мыслью и руками человека. Так, лес может вырасти как природное явление, но парк — это уже часть культуры. Легкий мамин шлепок по известному месту ребенка — это, конечно, воспитание, которое зависит от маминого образования и культуры социума. Но существуют и развитые системы воспитания как часть культуры этого социума, созданной специалистами — педагогами и учителями. При этом и по сути, и по российскому Закону об образовании воспитание является важнейшей, сложнейшей и первой в перечислении частью образования, после которой идет обучение. Если Маша, Петя, Коля чего-то не выучили сегодня, то с большой вероятностью смогут это сделать завтра. С воспитанием так не получается, и последствия гораздо более серьезны.
Частью культуры является и социализация, которая, еще шире — включает воздействие на человека любого возраста самой жизни во всем ее многообразии, куда, разумеется, входит образование как система, процесс и результат. И все это включается в понятие культуры как наиболее широкое.
Соответственно, культура не может не определять отношения между людьми и идеями, которыми люди руководствуются и в серьезных событиях, и в повседневной жизни.
В наше переходное время (не будем повторять многочисленные рассуждения о том, от чего и к чему мы переходим) обостряются некоторые противоречия, что, в свою очередь, обостряет и названные отношения. Отметим только два из них, которые условно назовем противоречием контента и противоречием технологии.