Дата публикации: 01.01.2022

Культура как среда и способ формирования отношений

Аннотация

Показано, что культура является среди прочего средой и способом формирования отношений между людьми, а также отношения людей к различным сторонам окружающего мира. В условиях пандемийных ограничений и расширения дистанционного образования влияние культуры и ее образцов сопоставимо с влиянием собственно образования как части культуры. Ситуация обостряется противоречиями, условно названными автором противоречиями контента и технологии. Важным смягчающим фактором является усиление гуманитарной составляющей в содержании образования на всех его уровнях.




В данной статье речь пойдет о культуре только в одном ее аспекте — как о способе формирования отношений в культурной среде. Отношений между людьми, отношения людей к миру, природе, идеям, событиям и т. д. Понятно, что все названное в предыдущем предложении, а ведь перечень можно и продолжить, так объемно, что придется вспомнить бессмертного Козьму Пруткова: «Нельзя объять необъятное». Не пытаясь опровергнуть максиму «великого ученого», возьмем только отношения между людьми и отношение к миру идей.

Прежде всего отметим, что на самом верхнем, философско-методологическом, уровне культура — это все, что создано мыслью и руками человека. Так, лес может вырасти как природное явление, но парк — это уже часть культуры. Легкий мамин шлепок по известному месту ребенка — это, конечно, воспитание, которое зависит от маминого образования и культуры социума. Но существуют и развитые системы воспитания как часть культуры этого социума, созданной специалистами — педагогами и учителями. При этом и по сути, и по российскому Закону об образовании воспитание является важнейшей, сложнейшей и первой в перечислении частью образования, после которой идет обучение. Если Маша, Петя, Коля чего-то не выучили сегодня, то с большой вероятностью смогут это сделать завтра. С воспитанием так не получается, и последствия гораздо более серьезны.

Частью культуры является и социализация, которая, еще шире — включает воздействие на человека любого возраста самой жизни во всем ее многообразии, куда, разумеется, входит образование как система, процесс и результат. И все это включается в понятие культуры как наиболее широкое. 

Соответственно, культура не может не определять отношения между людьми и идеями, которыми люди руководствуются и в серьезных событиях, и в повседневной жизни.

В наше переходное время (не будем повторять многочисленные рассуждения о том, от чего и к чему мы переходим) обостряются некоторые противоречия, что, в свою очередь, обостряет и названные отношения. Отметим только два из них, которые условно назовем противоречием контента и противоречием технологии.

Список литературы

1. Данилюк А. Я. Цифровое общее образование / А. Я Данилюк, А. А. Факторович. — М. : Авторская мастерская, 2019. — 229 с.
2. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. — М. : Эксмо-Пресс, 2002. — 892 с.
3. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. — М. : Гелиос, 2000. — 229 с.
4. Никандров Н. Д. Текст и воспитание / Н. Д. Никандров // Педагогика. — 2018. — № 7. — С. 62–74.
5. Патриарх Кирилл поддержал тревоги людей, связанные с цифровизацией [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://tsargrad.tv/news/patriarh-kirill-podderzhal-trevogiljudej-svjazannye-s-cifrovizaciej_355965" target="_blank">https://tsargrad.tv/news/patriarh-kirill-podderzhal-trevogiljudej-svjazannye-s-cifrovizaciej_355965</a> (дата обращения: 27.04.2022).
6. Поколение потребителей: помочившийся на своего деда 16-летний подонок как продукт реформы образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://ruspravda." target="_blank">http://ruspravda.</a> info/Pokolenie-potrebiteley-pomochivshiysya-na-svoego-deda-16-letniy-podonok-kak-produktrefor
7. Путин одобрил конкурс на распространение позитивных новостей в сети [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www.vedomosti.ru/politics/news/2019/10/04/812905putin" target="_blank">https://www.vedomosti.ru/politics/news/2019/10/04/812905putin</a> (дата обращения: 11.12.2020).
8. Путин признался, что иногда его
9. «оторопь берет» при просмотре телепередач
10. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://yandex.ru/turbo/vz.ru/s/" target="_blank">https://yandex.ru/turbo/vz.ru/s/</a> news/2020/12/11/1075348.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 16.01.2021).
11. Сухин И. Г. Риски в образовании: идеи и подходы к их устранению / И. Г. Сухин // Отеч. и заруб. педагогика. — 2021. — № 5. — С. 29–42.
12. Students attending schools remotely suffer socially, emotionly and academically [Electronic resource] / A. Duckworth [et al.]. — Mode of access: <a href="https://psyarxiv.com/rpz7h" target="_blank">https://psyarxiv.com/rpz7h</a> (date of the application: 03.03.2021).

Остальные статьи