Дата публикации: 30.06.2022

Личностные особенности подростков, занимающих различные позиции в структуре кибербуллинга

Аннотация

В статье рассматривается понятие «кибербуллинг», а также насколько это распространенное явление, каковы его последствия для здоровья и психики молодого поколения. Современное поколение подростков осваивает интернет-пространство достаточно рано. Сейчас интернет-пространство — естественная среда обитания подростков, которая имеет как позитивное, так и негативное влияние на процесс социализации. Акты киберагрессии чаще всего происходят именно в социальных сетях и мессенджерах. Кибербуллинг может выйти за границы Интернета в реальную жизнь в виде других проявлений травли, когда агрессор и объект травли находятся в одной школе, в одном районе или городе, и представлять серьезную угрозу психологическому здоровью личности подростка. Для решения проблемы буллинга и кибербулинга в подростковой среде основными направлениями социально-психологического сопровождения в образовательных учреждениях должны быть повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в профилактике буллинга и кибербуллинга, индивидуальные консультации детей и подростков школьными психологами, формирование положительных взаимоотношений подростков в школьных коллективах, правовое просвещение детей и родителей в отношении ответственности за участие в травле, создание службы по информационной безопасности в образовательной организации.




Введение. В настоящее время стремительно развивается интернет-пространство, и вследствие этого большая часть жизнедеятельности и общения молодежи происходит в виртуальной среде. С появлением Интернета для людей открывается все больше возможностей для образования, развлечений, новых знакомств, поддержания контакта с другими людьми в режиме онлайн, а также для осведомленности о том, что происходит в мире [11]. С одной стороны, такие возможности дают человеку больше свободы для выражения своих чувств, эмоций и желаний, каждый может примерить на себя любую социальную роль, при этом не боясь получить негативную оценку со стороны окружающих. В то же время виртуальная среда и общение имеют свои специфические особенности, такие как анонимность, дистантность, безнаказанность, бесконтрольность, снижение пределов нравственных границ, максимальная скорость передачи информации, а также большое количество свидетелей, тем самым создается высокий уровень социального риска. Особенно ему подвержены дети младшего, среднего и старшего школьного возраста [6; 12]. В связи с этим мы решили рассмотреть такое явление, как кибербуллинг. Как правило, кибербуллинг проявляется путем оказания психологического насилия, воздействия на психику, наносящего психологическую травму посредством оскорблений или угроз, преследования, запугивания, результатом которых часто становятся неуверенность, страх, внутренний дискомфорт [9].

Проблема кибербуллинга является одной из наиболее актуальных в настоящее время не только в России, но и за рубежом. На сегодняшний день кибербуллинг — универсальный способ для самоутверждения человека в обществе. Среди подростков популярно самоутверждение за счет унижения других людей в глазах окружающих. Вследствие этого у всех участников кибербуллинга возникают трудности в социализации, что может препятствовать их реализации себя в будущем [10].

К проявлению девиантной активности в виртуальной среде можно отнести не только кибербуллинг, но и хакерство (поиск уязвимых мест в Сети или компьютере для получения доступа к той или иной информации с целью получения признания), нарушение режима секретности (рассекречивание персональных данных других людей, которые хранятся в компьютерных базах), диффамацию (распространение в Интернете ложной информации о человеке или группе лиц), кибертерроризм (применение высоких технологий для совершения террористического акта), троллинг (размещение в Интернете провокационных сообщений для того, чтобы спровоцировать конфликт и остаться безнаказанным) [1].

Особое значение для снижения рисков киберагрессии имеет разработка и создание профилактических программ, которые должны быть направлены на формирование навыков уверенного поведения при столкновении с киберагрессией, на предупреждение возникновения различных причин и условий, которые способствуют формированию не только агрессивного, но и виктимного поведения, а также на помощь в формировании у детей и подростков навыков самозащиты, которые будут эффективны в борьбе с киберагрессией. Важно проводить профилактическую работу не только с подростками, но и с их родителями [2; 3].

Цель исследования: выявление личностных особенностей подростков из разных регионов, занимающих различные позиции в структуре кибербуллинга.

Список литературы

1. 1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2
2. 2. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов. — M. : Владос, 2003. — 208 c.
3. 3. Воробьева К. А. Социально-психологические проблемы подростков «группы риска» и пути их разрешения в реальном и виртуальном пространстве / К. А. Воробьева // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 3 (56). — С. 69–78.
4. 4. Воробьева К. А. Современные технологии психологической помощи в онлайн-среде / К. А. Воробьева // Артпедагогика и артпсихология в век инноваций : матер. III Междунар. науч.-практ. конф. в рамках Всероссийского фестиваля науки NAUKA 0+ — ключевое событи
5. 5. Гребенникова О. А. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников [Электронный ресурс] / О. А. Гребенникова, М. И. Добролюбова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 59. — С. 1–5. — Режим доступа: <a href="http://ekonce" target="_blank">http://ekonce</a>
6. 6. Мардахаев Л. В. Кибербуллинг и его влияние на социализацию младшего подростка [Электронный ресурс] / Л. В. Мардахаев, М. Э. Гречкина // Электронный научно-публицистический журнал Homo Cyberus. — 2019. — № 1 (6). — Режим доступа: <a href="http://journal." target="_blank">http://journal.</a> homocyb
7. 7. Мишина М. М. Индивидуально-психологические особенности подростков с разными предпочтениями в компьютерных играх / М. М. Мишина, К. А. Воробьева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. — 2021. — № 4
8. 8. Санина Е. И. Профилактика кибербуллинга как цель социализации подростков в условиях цифровой среды / Е. И. Санина, Е. А. Дегтярев // Сборник научных трудов «Проблемы современного педагогического образования». — Ялта : РИО ГПА, 2020. — Вып. 68. — Ч. 4.
9. 9. Солдатова Г. В. Зона риска: российские и европейские школьники: проблемы онлайнсоциализации. Результаты исследования «Дети России онлайн» [Электронный ресурс] / Г. В. Солдатова, Е. Ю. Зотова // Дети в информационном обществе — 2011. — Вып. 7. — С. 46–5
10. 10. Тарасова С. Ю. Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности [Электронный ресурс] / С. Ю. Тарасова, А. К. Осницкий, С. Н. Ениколопов // Психологическая наука и образование. — 2016. — Т. 8, № 4. — C. 102–1
11. 11. Черкасенко О. С. Феномен кибербуллинга в подростковом возрасте / О. С. Черкасенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2015.
12. — №6.
13. — С. 52–54.
14. 12. Яруллина Г. Р. Актуальность проблемы профилактики школьного насилия среди обучающихся подросткового возраста [Электронный ресурс] / Г. Р. Яруллина // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования : сб. ст. по матер. IX Междунар. студенч
15. 13. Swearer S. Bullying prevention and intervention / S. Swearer, D. Espelage, S. Napolitano. — New York : The Guilford Press, 2009.

Остальные статьи