Дата публикации: 01.07.2022

Особенности профилактики эмоционального выгорания у педагогов и представителей деловой сферы

Аннотация

В статье раскрываются особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у работающих по найму педагогов и представителей сферы услуг, имеющих свой бизнес. Выделены особенности организации профилактических мероприятий в предупреждении эмоционального выгорания у работающих в разных областях оказания услуг (предпринимательство и наём). Автор раскрывает личностные факторы, определяющие эмоциональное выгорание педагогов и представителей деловой сферы, имеющих стаж работы не менее 5 лет, выделяет мишени комплексного психологического сопровождения формирования изучаемого феномена.




Синдром эмоционального выгорания относится к категории острых проблем, которые негативно влияют на эффективность деятельности человека и их взаимодействия с социумом. До недавнего времени в организациях различного уровня данный феномен был вне поля зрения руководителей. Однако с увеличением информационной нагрузки, оптимизацией различных операционных процессов, постоянными изменениями в нормативно-правовом обеспечении деятельности стало видно, что у работников возрастает напряженность в профессиональной деятельности, наблюдается физическое и эмоциональное истощение [6; 11].

Актуальность проблемы и сложность синдрома эмоционального выгорания у работников обусловливает интерес к нему многих исследователей [2; 4; 7; 8 и др.]. В рамках данного изыскания под феноменом «эмоциональное выгорание» вслед за В. В. Бойко мы будем понимать «способ психологической защиты при воздействии профессиональных стрессоров, проявляющийся снижением энергетики эмоций и оказывающий негативное влияние на личность» [3, с. 87]. Личностью оно переживается как «состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности» [3, с. 87].

Исследователи выделяют поведенческие, физические, эмоциональные, интеллектуальные, социальные и личностные симптомы эмоционального выгорания [3; 5; 6; 13 и др.]. Различные исследования доказывают, что основным фактором эмоционального выгорания следует выделить личностный фактор. Однако в этих исследования упоминается довольно большое количество личностных факторов. К ним можно отнести собственно личностные, индивидуальные, экзистенциальные, мотивационные факторы [2; 13; 16 и др.]. Подробно мы их анализировали в другой статье [18]. Но разные источники выделяют довольно противоречивые данные по их влиянию. Это затрудняет планирование профилактических мероприятий по проблеме на современном этапе.

Для построения эффективного и комплексного психологического сопровождения профилактики эмоционального выгорания мы провели его диагностику у педагогов общеобразовательных организаций, работающих по найму, и предпринимателей, работающих самозанятыми или индивидуально (на себя), с целью выявления особенностей проявления эмоционального выгорания и выделения связей с различными личностными характеристиками. Мы предположили, что эмоциональное выгорание тесно связано с преобладанием общечеловеческих ценностей доброты, служения другим и неудовлетворенностью потребностей гедонизма, самореализации.

Для доказательства данной гипотезы мы изучили некоторые особенности личности современных педагогов и представителей деловой сферы и проявления у них эмоционального выгорания. Выборку исследования составили 320 педагогов в возрасте от 34 до 52 лет, педагогический стаж от 5 до 14 лет, и 317 владельцев собственного малого бизнеса (с годовым доходом 3–10 миллионов рублей) также в возрасте 34 лет — 51 года, со стажем в бизнесе от 5 до 14 лет. Согласно определению В. В. Бойко, появление эмоционального выгорания связано с особенностями профессиональной деятельности человека. Доказано, что чаще всего оно встречается у людей сферы услуг, поэтому для сравнения с педагогами мы подобрали предпринимателей, занятых в сфере торговли или образовательных, психологических, косметологических сферах, присмотром и уходом. Выборки отличались между собой по одному важному параметру — работа по найму или на себя. Всего в исследовании участвовало 637 испытуемых.

Список литературы

1. 1. Bezdukhov V. P., Noskov I. A. On the cultural content of pedagogical education and ethical and pedagogical support for its implementation// The world of psychology. — 2020. — № 3 (103). — P. 94–109.
2. 2. Boyko V. V. The syndrome of “emotional burnout” in professional communication. — SantPetersburg : Piter, 1999. — 216 p.
3. 3. Boyko V. V. Energy of emotions in communication: a look at oneself and others. — Moscow: Filin, 1996. — 336 p.
4. 4. Bondyreva S. K. Culture of relationships in self-attitude and self-determination of a person. // The world of psychology. — 2020. — № 4 (104). — P. 97–101. — ID: 44540975
5. 5. Bondyreva S. K. The meaning and significance of identity and the identification of an individual in a complex modern world //World of Psychology. — 2020. — № 1 (101). — P. 80–84. — ID: 44489581
6. 6. Vodopyanova N. E. Burnout syndrome: diagnosis and prevention / N. E. Vodopyanova, E. S. Starchenkova. — 3rd ed., ispr. and add. — Moscow : Yurayt, 2020. — 299 p.
7. 7. Gultseva M. S. Lifestyle as a fulcrum in the system of human relations with the world // World of psychology. — 2019. — № 1 (97). — P. 110–122. — ID: 38469495
8. 8. Ermolaeva M. V. On the question of the psychological well-being of a teacher of a modern school // New in psychological and pedagogical research. — 2017. — № 2 (46). — P. 88–93. — ID: 30353238
9. 9. Zimnaya I. A. Pedagogical psychology: textbook. stipend. — Rostov N./D. : Phoenix Publishing House, 1997. — 480 p.
10. 10. Karandashev V. N. Schwartz’s methodology for studying personality values. — Moscow : Rech Publishing House, 2004. — 72 p.
11. 11. Kozin D. N. Burnout syndrome in the professional activity of an IT industry employee //Actual problems of psychological knowledge. — 2021. — № 4 (57). — P. 95–101. — DOI: 10.51944/2073-8544_2021_4_95
12. 12. Leontiev D. A. Psychology of meaning / D. A. Leontiev — Moscow : Publishing house of Sense, 2000. — 487 p.
13. 13. Maslach K. Professional burnout: how people cope. A workshop on social psychology. — Sant-Petersburg: Piter, 2016. — 528 p.
14. 14. Morosanova V. I. Questionnaire of V. I. Morosanova “Style of self-regulation of behavior — SSPM 2020” / V. I. Morosanova, N. G. Kondratyuk // Questions of psychology. — 2020. — № 4. — P. 155–167.
15. 15. Workshop on age psychology / Edited by L. A. Golovey, E. F. Rybalko. — St. Petersburg: Speech, 2005. — 688 p.
16. 16. Pryazhnikov N. S., Ozhogova E. G. Strategies for overcoming the syndrome of “emotional burnout” in the work of a teacher [Electronic resource] / N. S. Pryazhnikova, E. G. Ozhegova // Psychological science and education. — 2008. — № 2. — P. 87–95. — UR
17. 17. Shafikova G. R. Psychological and pedagogical foundations of the formation of a teacher of the future / G. R. Shafikova // New in psychological and pedagogical research. — 2019. — № 2 (54). — P. 120–127.
18. 18. Shafikova G. R. Personal factors of emotional burnout of modern teachers / G. R. Shafikova, Z. V. Psyanchina // Kazan Pedagogical Journal. — Kazan. — 2021. — № 4 (147). — P. 213–217.
19. Шафикова Г. Р. Личностные факторы эмоционального выгорания современных педагогов / Г. Р. Шафикова, З. В. Псянчина // Казанский педагогический журнал. — 2021. — № 4 (147). — С. 213–217.
20. Козин Д. Н. Синдром выгорания в профессиональной деятельности сотрудника ИТиндустрии / Д. Н. Козин // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 4 (57). — С. 95–101. — DOI: 10.51944/2073-8544_2021_4_95
21. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. — СПб. : Питер, 1999. — 216 с.
22. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко. — М. : Филинъ, 1996. — 336 с.
23. Бондырева С. К. Культура отношений в самоотношении и самоопределении человека / С. К. Бондырева // Мир психологии. — 2020. — № 4 (104). — С. 97–101. — ID: 44540975
24. Бондырева С. К. Смысл и значение идентичности и идентификация индивида в сложном современном мире / С. К. Бондырева // Мир психологии. — 2020. — № 1 (101). — С. 80–84. — ID: 44489581
25. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2020. — 299 c.
26. Гульцева М. С. Образ жизни как точка опоры в системе отношений человеком с миром / М. С. Гульцева // Мир психологии. — 2019. — № 1 (97). — С. 110–122. — ID: 38469495
27. Ермолаева М. В. К вопросу о психологическом благополучии учителя современной школы / М. В. Ермолаева // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2017. — № 2 (46). — С. 88–93. — ID: 30353238
28. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зимняя. — Ростов-на Дону : Феникс, 1997. — 480 с.
29. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности / В. Н. Карандашев. — М. : Речь, 2004. — 72 с.
30. Бездухов В. П. О культурологическом содержании педагогического образования и этико-педагогическом обеспечении его реализации / В. П. Бездухов, И. А. Носков // Мир психологии. — 2020. — № 3 (103). — С. 94–109.
31. Леонтьев Д. А. Психология смысла / Д А. Леонтьев — М. : Смысл, 2000. — 487 с.
32. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются : практикум по социальной психологии / К. Маслач. — СПб. : Питер, 2016. — 528 с.
33. Моросанова В. И. Опросник В. И. Моросановой «Стиль
34. саморегуляции поведения — ССПМ 2020» / В. И. Моросанова, Н. Г. Кондратюк // Вопросы психологии. — 2020. — № 4. — С. 155–167.
35. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб. : Речь, 2005. — 688 с.
36. Пряжников Н. С. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога [Электронный ресурс] / Н. С. Пряжников, Е. Г. Ожегова // Психологическая наука и образование. — 2008. — № 2. — С. 87–95. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> psyjournals.
37. обращения: 28.05.2022).
38. Шафикова Г. Р. Психолого-педагогические основы формирования учителя будущего / Г. Р. Шафикова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2019. — № 2 (54). — С. 120–127.

Остальные статьи