Дата публикации: 01.07.2022

Секулярность и постсекулярность в образовательной политике Российской Федерации

Аннотация

Как и во многих странах, в РФ наблюдается процесс возрождения религиозности населения и формирования массового обыденного религиозного сознания, которое существует параллельно с научным. Растет количество религиозных сооружений, в которых служители содействуют клерикализации сознания общества. Это вступает в противоречие с секулярным характером государства, что закреплено в Конституции РФ и других нормативных актах. Государство вынуждено считаться с настроениями населения и формирует политику, которая получила название постсекулярной. Противоречивость государственной светской образовательной политики политике и религиозности установок участников образовательного процесса приводит к конфликтам, в разрешении которых принимают участие прокуратура и Верховный суд РФ. Руководители образовательных организаций находятся в сложном положении из-за наличия указанных противоречий, а также возможностей множественного толкования образовательного законодательства и неподготовленности педагогических кадров. Нужно учесть, что значительная часть педагогов, которые начали работать еще во времена СССР, только слушали лекции по научному атеизму. Именно отсутствие религиоведческой и теологической подготовки работников образования может спровоцировать межконфессиональные конфликты, которые придется решать органам государственной власти.




Взаимоотношение государства и его разнообразных социальных институтов с религиозными организациями осуществляется уже много веков. Формы такого взаимодействия отличались большим разнообразием в зависимости от умонастроений населения той или иной страны, ее истории и традиций, установок правящей элиты. В течение веков мы видим колебания от полного слияния государственных организаций с религиозными и господства религиозного сознания до полного отделения государства от церкви и формирования светского, секулярного отношения государственной социальной политики по отношению к представителям разнообразных конфессий [19]. В прошлом веке в СССР утвердилось секулярное сознание, религия ушла на задворки общественной жизни, и казалось, что это навсегда. Разные религиозные устремления населения, обрядовость и вера в таинства были исключены из общественной и культурной жизни страны окончательно, и в том числе из образования [4; 21].

Но после распада СССР и трудностей 90-х годов, разрушения привычных социальных устоев и образа жизни российское общество в XXI веке обнаружило, что происходит процесс, который можно назвать «религиозное возрождение». Быстрое восстановление количества храмов в городах и иных населенных пунктах страны, желание людей причислить себя к верующим, соблюдать нормы и правила, относящиеся к той или иной конфессии, привело к тому, что присутствие религиозной составляющей в общественной жизни становится нормой. Активно формируется религиозное сознание, казалось бы, давно утраченное, в общественном сознании хорошо сочетаются мифические образы, вера в сверхъестественное и наука. Религиозное сознание формируется при активном участии служителей церкви и рядовых верующих, часто близких людей или родственников. Религиозные культы и традиции становятся ориентирами в поведении верующих, определяя мотивацию их действий, что и позволяет рассматривать религиозный фактор в общественных отношениях как самостоятельный и значимый.

Эта часть общественного сознания достаточно устойчива и потому нуждается в некотором осмыслении. Из всего массива литературы, посвященной исследованию религиозного сознания, нам хотелось бы выделить мнение С. А. Данилова, исследовавшего данный феномен. В качестве наиболее характерных и устойчивых черт религиозного сознания автор указывает: «1) эмоциональное приобщение к вере в справедливость ценностей, норм, идеалов; 2) направленность на человека; 3) догматическое основание религиозного сознания; 4) мифологическое представление мира; 5) допускается отсутствие деятельностного участия» [2, с. 146].

Очевидно, что рост религиозности населения вступает в противоречие со светским характером государства, что приводит к конфликту между секулярным и религиозным. Государство, особенно в периоды социальных сдвигов и перемен, должно учитывать усиление влияния религиозных организаций и формирование в обществе религиозного сознания, что особенно наглядно проявляется в мусульманских регионах России. Новые условия существования государства и религиозных организаций заставляют власть вырабатывать определенную политику, обеспечивающую равенство всех граждан, сторонников той или иной конфессии, а также соблюдение прав верующих, и при этом не забывать о конституционных правах атеистов. У части общества, причисляющей себя к верующим, сформировалась своего рода заявка на отказ от сугубо секулярного, светского государства. С такой позицией заметной части населения государственные деятели не могут не считаться. С другой стороны, российское законодательство и сложившаяся в прошлом веке практика государственно-конфессионального взаимодействия вынуждают религиозные организации считаться со светским характером нашего государства.

В истории довольно часты случаи как благоприятного, так и отрицательного взаимодействия государства и церкви [19].

Список литературы

1. Узланер Д. Дело «Пусси райот» и особенности российского постсекуляризма / Д.Узланер // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2013. — Т. 31, № 2. — С. 93–133.
2. Янкевич С. В. Светский характер общего образования в Российской Федерации / С. В. Янкевич, Н. В. Княгинина // Журнал российского права. — 2018. — № 9 (261). — С. 91– 101. — DOI: 10.12737/art_2018_9_9
3. Шмонин Д. «Толедские принципы» и теология в школе / Д. Шмонин // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2017. — Т. 35, № 4. — С. 72–88. — DOI: 10.22394/2073-7203-2017-35-4-72-88
4. Чертополохов Д. В. Конфессиональный методологический подход в современной педагогической науке / Д. В. Чертополохов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018. — № 4. — С. 74–84. — DOI: 10.24422/MCITO.2018.4.12372
5. Черкасов О. С. Модели государственного регулирования религиозного компонента общего образования: российский и зарубежный опыт / О. С. Черкасов, И. С. Иванова, К. В. Чалых // Вестник Томского государственного университета. — 2019. — № 442. — С. 237– 24
6. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий / Ю. Хабермас // Социологические исследования. — 2006. — № 1 (261). — С. 45.
7. Хабермас Ю. Вера и знание: пер. с нем. М. Л. Хорькова / Ю. Хабермас // Будущее человеческой природы: На пути к либеральной евгенике? — М. : Весь Мир, 2002. — С. 117–130.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://www.consultant.ru/document/" target="_blank">http://www.consultant.ru/document/</a> cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 21.11.2021).
9. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://www.consultant.ru/document/" target="_blank">http://www.consultant.ru/document/</a> cons_doc_LAW_16218 (дата обращения: 12.07.2021).
10. Уральский имам потребовал разрешить намаз в школах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://news.myseldon.com/ru/news/index/245931992" target="_blank">https://news.myseldon.com/ru/news/index/245931992</a> (дата обращения: 27.10.2021).
11. Узланер Д. Диалог науки и религии: взгляд с позиций современных теорий демократии / Д. Узланер // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2015. — Т. 33, № 1. — С. 136–163.
12. В России предложили ввести в образование религиозную составляющую [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://m.lenta.ru/news/" target="_blank">https://m.lenta.ru/news/</a> 2021 /09/ 13/ fadeev_obr (дата обращения: 27.10.2018).
13. Понкин И. В. Светскость государства / И. В. Понкин. — М. : УНЦ ДО, 2004.
14. Поликарпов В. С. Феномен религиозного фанатизма / В. С. Поликарпов, В. А. Поликарпова // Феномен человека — вчера и завтра. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. — 573 с.
15. Ожиганова А. Религия и школа в XXI веке: опыт Европы [Электронный ресурс] / А. Ожиганова // Христианство и религия в западной либеральной школе: поиски нейтральности и «культурные войны». — Режим доступа: <a href="http://www.gazetaprotestant.ru/2018/05/" target="_blank">http://www.gazetaprotestant.ru/2018/05/</a> xrisita
16. Ожиганова А. Преподавание религии в школе: поиски нейтральности и «культурные войны». Вводная статья / А. Ожиганова // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2017. — Т. 35, № 4. — С. 7–29. — DOI: 10.22394/2073-7203-2017-35-4-7-29
17. Нужно узаконить права учащихся на пятничный намаз [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://golosislama.com/" target="_blank">https://golosislama.com/</a> news.php?id = 24635 (дата обращения: 19.08.2021).
18. Михайлова Л. Б. Знания о религии в системе светского образования: приглашение к дискуссии / Л. Б. Михайлова // Наука и школа. — 2017. — № 3. — С. 100–109.
19. Козырев Ф. Н. Неконфессиональное религиозное образование в зарубежной школе : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Ф. Н. Козырев. — СПб., 2006. — 42 с.
20. Йенсен Т. Религиозное образование в государственных школах: важнейшие тенденции (преимущественно на примере Скандинавии) / Т. Йенсен // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2017. — № 4. — С. 46–71.
21. Данилов С. А. Пространство власти и религиозное сознание / С. А. Данилов // Многообразие религиозного опыта и проблемы сакрализации и десакрализации власти в христианском и мусульманском мире : науч. докл. / под ред. А. В. Гладышева и В. Б. Устьянцева.

Остальные статьи