Дата публикации: 01.07.2022

Секулярность и постсекулярность в образовательной политике Российской Федерации

Аннотация

Как и во многих странах, в РФ наблюдается процесс возрождения религиозности населения и формирования массового обыденного религиозного сознания, которое существует параллельно с научным. Растет количество религиозных сооружений, в которых служители содействуют клерикализации сознания общества. Это вступает в противоречие с секулярным характером государства, что закреплено в Конституции РФ и других нормативных актах. Государство вынуждено считаться с настроениями населения и формирует политику, которая получила название постсекулярной. Противоречивость государственной светской образовательной политики политике и религиозности установок участников образовательного процесса приводит к конфликтам, в разрешении которых принимают участие прокуратура и Верховный суд РФ. Руководители образовательных организаций находятся в сложном положении из-за наличия указанных противоречий, а также возможностей множественного толкования образовательного законодательства и неподготовленности педагогических кадров. Нужно учесть, что значительная часть педагогов, которые начали работать еще во времена СССР, только слушали лекции по научному атеизму. Именно отсутствие религиоведческой и теологической подготовки работников образования может спровоцировать межконфессиональные конфликты, которые придется решать органам государственной власти.




Взаимоотношение государства и его разнообразных социальных институтов с религиозными организациями осуществляется уже много веков. Формы такого взаимодействия отличались большим разнообразием в зависимости от умонастроений населения той или иной страны, ее истории и традиций, установок правящей элиты. В течение веков мы видим колебания от полного слияния государственных организаций с религиозными и господства религиозного сознания до полного отделения государства от церкви и формирования светского, секулярного отношения государственной социальной политики по отношению к представителям разнообразных конфессий [19]. В прошлом веке в СССР утвердилось секулярное сознание, религия ушла на задворки общественной жизни, и казалось, что это навсегда. Разные религиозные устремления населения, обрядовость и вера в таинства были исключены из общественной и культурной жизни страны окончательно, и в том числе из образования [4; 21].

Но после распада СССР и трудностей 90-х годов, разрушения привычных социальных устоев и образа жизни российское общество в XXI веке обнаружило, что происходит процесс, который можно назвать «религиозное возрождение». Быстрое восстановление количества храмов в городах и иных населенных пунктах страны, желание людей причислить себя к верующим, соблюдать нормы и правила, относящиеся к той или иной конфессии, привело к тому, что присутствие религиозной составляющей в общественной жизни становится нормой. Активно формируется религиозное сознание, казалось бы, давно утраченное, в общественном сознании хорошо сочетаются мифические образы, вера в сверхъестественное и наука. Религиозное сознание формируется при активном участии служителей церкви и рядовых верующих, часто близких людей или родственников. Религиозные культы и традиции становятся ориентирами в поведении верующих, определяя мотивацию их действий, что и позволяет рассматривать религиозный фактор в общественных отношениях как самостоятельный и значимый.

Эта часть общественного сознания достаточно устойчива и потому нуждается в некотором осмыслении. Из всего массива литературы, посвященной исследованию религиозного сознания, нам хотелось бы выделить мнение С. А. Данилова, исследовавшего данный феномен. В качестве наиболее характерных и устойчивых черт религиозного сознания автор указывает: «1) эмоциональное приобщение к вере в справедливость ценностей, норм, идеалов; 2) направленность на человека; 3) догматическое основание религиозного сознания; 4) мифологическое представление мира; 5) допускается отсутствие деятельностного участия» [2, с. 146].

Очевидно, что рост религиозности населения вступает в противоречие со светским характером государства, что приводит к конфликту между секулярным и религиозным. Государство, особенно в периоды социальных сдвигов и перемен, должно учитывать усиление влияния религиозных организаций и формирование в обществе религиозного сознания, что особенно наглядно проявляется в мусульманских регионах России. Новые условия существования государства и религиозных организаций заставляют власть вырабатывать определенную политику, обеспечивающую равенство всех граждан, сторонников той или иной конфессии, а также соблюдение прав верующих, и при этом не забывать о конституционных правах атеистов. У части общества, причисляющей себя к верующим, сформировалась своего рода заявка на отказ от сугубо секулярного, светского государства. С такой позицией заметной части населения государственные деятели не могут не считаться. С другой стороны, российское законодательство и сложившаяся в прошлом веке практика государственно-конфессионального взаимодействия вынуждают религиозные организации считаться со светским характером нашего государства.

В истории довольно часты случаи как благоприятного, так и отрицательного взаимодействия государства и церкви [19].

Список литературы

1. 1. V Rossii predlozhili vvesti v obrazovanie religioznuyu sostavlyayushchuyu [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: <a href="https://m.lenta.ru/news/" target="_blank">https://m.lenta.ru/news/</a> 2021 /09/ 13/ fadeev_obr (data obrashcheniya: 27.10.2018).
2. 2. Danilov S. A. Prostranstvo vlasti i religioznoe soznanie / S. A. Danilov // Mnogoobrazie religioznogo opyta i problemy sakralizatsii i desakralizatsii vlasti v khristianskom i musul’manskom mire : nauch. dokl. / pod red. A. V. Gladysheva i V. B. Ust’ya
3. 3. Iensen T. Religioznoe obrazovanie v gosudarstvennykh shkolakh: vazhneishie tendentsii (preimushchestvenno na primere Skandinavii) / T. Iensen // Gosudarstvo, religiya, tserkov’ v Rossii i za rubezhom. — 2017. — № 4. — P. 46–71.
4. 4. Kozyrev F. N. Nekonfessional’noe religioznoe obrazovanie v zarubezhnoi shkole : avtoref. dis. … d-ra ped. nauk / F. N. Kozyrev. — Sant-Peterburg , 2006. — 42 p.
5. 5. Mikhailova L. B. Znaniya o religii v sisteme svetskogo obrazovaniya: priglashenie k diskussii / L. B. Mikhailova // Nauka i shkola. — 2017. — № 3. — P. 100–109.
6. 6. Nuzhno uzakonit’ prava uchashchikhsya na pyatnichnyi namaz [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: <a href="https://golosislama." target="_blank">https://golosislama.</a> com/ news. php?id = 24635 (data obrashcheniya: 19.08.2021).
7. 7. Ozhiganova A. Prepodavanie religii v shkole: poiski neitral’nosti i «kul’turnye voiny». Vvodnaya stat’ya / A. Ozhiganova // Gosudarstvo, religiya, tserkov’ v Rossii i za rubezhom. — 2017. — T. 35, № 4. — P. 7–29. — DOI: 10.22394/2073-7203-2017-35-4-7-2
8. 8. Ozhiganova A. Religiya i shkola v XXI veke: opyt Evropy [Elektronnyi resurs] / A. Ozhiganova // Khristianstvo i religiya v zapadnoi liberal’noi shkole: poiski neitral’nosti i «kul’turnye voiny». — Rezhim dostupa: <a href="http://www.gazetaprotestant.ru/2018/05/" target="_blank">http://www.gazetaprotestant.ru/2018/05/</a>
9. 9. Polikarpov V. S. Fenomen religioznogo fanatizma / V. S. Polikarpov, V. A. Polikarpova // Fenomen cheloveka — vchera i zavtra. — Rostov-na-Donu : Feniks, 1996. — 573 p.
10. 10. Ponkin I. V. Svetskost’ gosudarstva / I. V. Ponkin. — Moscow : UNTs DO, 2004.
11. 11. Uzlaner D. Delo «Pussi raiot» i osobennosti rossiiskogo postsekulyarizma / D. Uzlaner // Gosudarstvo, religiya, tserkov’ v Rossii i za rubezhom. — 2013. — T. 31, № 2. — P. 93–133.
12. 12. Uzlaner D. Dialog nauki i religii: vzglyad s pozitsii sovremennykh teorii demokratii / D. Uzlaner // Gosudarstvo, religiya, tserkov’ v Rossii i za rubezhom. — 2015. — T. 33, № 1. — P. 136–163.
13. 13. Ural’skii imam potreboval razreshit’ namaz v shkolakh [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: <a href="https://news.myseldon.com/ru/news/index/245931992" target="_blank">https://news.myseldon.com/ru/news/index/245931992</a> (data obrashcheniya: 27.10.2021).
14. 14. Federal’nyi zakon «O svobode sovesti i o religioznykh ob”edineniyakh» ot 26.09.1997 № 125-FZ [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: <a href="http://www.consultant.ru/document/cons_" target="_blank">http://www.consultant.ru/document/cons_</a> doc_LAW_16218 (data obrashcheniya: 12.07.2021).
15. 15. Federal’nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: <a href="http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174" target="_blank">http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174</a> (data obrashcheniya: 21.11.2021).
16. 16. Khabermas Yu. Vera i znanie: per. s nem. M. L. Khor’kova / Yu. Khabermas // Budushchee chelovecheskoi prirody: Na puti k liberal’noi evgenike? — Moscow : Ves’ Mir, 2002. — P. 117–130.
17. 17. Khabermas Yu. Kogda my dolzhny byt’ tolerantnymi? O konkurentsii videnii mira, tsennostei i teorii / Yu. Khabermas // Sotsiologicheskie issledovaniya. — 2006. — № 1 (261). — P. 45.
18. 18. Cherkasov O. S. Modeli gosudarstvennogo regulirovaniya religioznogo komponenta obshchego obrazovaniya: rossiiskii i zarubezhnyi opyt / O. S. Cherkasov, I. S. Ivanova, K. V. Chalykh // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2019. — № 442. —
19. 19. Chertopolokhov D. V. Konfessional’nyi metodologicheskii podkhod v sovremennoi pedagogicheskoi nauke / D. V. Chertopolokhov // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». — 2018. — № 4. — P. 74–84. — DOI: 10.24422/MCITO.2018.4.12372
20. 20. Shmonin D. «Toledskie printsipy» i teologiya v shkole / D. Shmonin // Gosudarstvo, religiya, tserkov’ v Rossii i za rubezhom. — 2017. — T. 35, № 4. — P. 72–88. — DOI: 10.22394/2073-7203-2017-35-4-72-88
21. 21. Yankevich S. V. Svetskii kharakter obshchego obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii / S. V. Yankevich, N. V. Knyaginina // Zhurnal rossiiskogo prava. — 2018. — № 9 (261). — P. 91– 101. — DOI: 10.12737/art_2018_9_9
22. Узланер Д. Диалог науки и религии: взгляд с позиций современных теорий демократии / Д. Узланер // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2015. — Т. 33, № 1. — С. 136–163.
23. Данилов С. А. Пространство власти и религиозное сознание / С. А. Данилов // Многообразие религиозного опыта и проблемы сакрализации и десакрализации власти в христианском и мусульманском мире : науч. докл. / под ред. А. В. Гладышева и В. Б. Устьянцева.
24. Йенсен Т. Религиозное образование в государственных школах: важнейшие тенденции (преимущественно на примере Скандинавии) / Т. Йенсен // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2017. — № 4. — С. 46–71.
25. Козырев Ф. Н. Неконфессиональное религиозное образование в зарубежной школе : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Ф. Н. Козырев. — СПб., 2006. — 42 с.
26. Михайлова Л. Б. Знания о религии в системе светского образования: приглашение к дискуссии / Л. Б. Михайлова // Наука и школа. — 2017. — № 3. — С. 100–109.
27. Нужно узаконить права учащихся на пятничный намаз [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://golosislama.com/" target="_blank">https://golosislama.com/</a> news.php?id = 24635 (дата обращения: 19.08.2021).
28. Ожиганова А. Преподавание религии в школе: поиски нейтральности и «культурные войны». Вводная статья / А. Ожиганова // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2017. — Т. 35, № 4. — С. 7–29. — DOI: 10.22394/2073-7203-2017-35-4-7-29
29. Ожиганова А. Религия и школа в XXI веке: опыт Европы [Электронный ресурс] / А. Ожиганова // Христианство и религия в западной либеральной школе: поиски нейтральности и «культурные войны». — Режим доступа: <a href="http://www.gazetaprotestant.ru/2018/05/" target="_blank">http://www.gazetaprotestant.ru/2018/05/</a> xrisita
30. Поликарпов В. С. Феномен религиозного фанатизма / В. С. Поликарпов, В. А. Поликарпова // Феномен человека — вчера и завтра. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. — 573 с.
31. Понкин И. В. Светскость государства / И. В. Понкин. — М. : УНЦ ДО, 2004.
32. Узланер Д. Дело «Пусси райот» и особенности российского постсекуляризма / Д.Узланер // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2013. — Т. 31, № 2. — С. 93–133.
33. В России предложили ввести в образование религиозную составляющую [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://m.lenta.ru/news/" target="_blank">https://m.lenta.ru/news/</a> 2021 /09/ 13/ fadeev_obr (дата обращения: 27.10.2018).
34. Уральский имам потребовал разрешить намаз в школах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://news.myseldon.com/ru/news/index/245931992" target="_blank">https://news.myseldon.com/ru/news/index/245931992</a> (дата обращения: 27.10.2021).
35. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://www.consultant.ru/document/" target="_blank">http://www.consultant.ru/document/</a> cons_doc_LAW_16218 (дата обращения: 12.07.2021).
36. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://www.consultant.ru/document/" target="_blank">http://www.consultant.ru/document/</a> cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 21.11.2021).
37. Хабермас Ю. Вера и знание: пер. с нем. М. Л. Хорькова / Ю. Хабермас // Будущее человеческой природы: На пути к либеральной евгенике? — М. : Весь Мир, 2002. — С. 117–130.
38. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий / Ю. Хабермас // Социологические исследования. — 2006. — № 1 (261). — С. 45.
39. Черкасов О. С. Модели государственного регулирования религиозного компонента общего образования: российский и зарубежный опыт / О. С. Черкасов, И. С. Иванова, К. В. Чалых // Вестник Томского государственного университета. — 2019. — № 442. — С. 237– 24
40. Чертополохов Д. В. Конфессиональный методологический подход в современной педагогической науке / Д. В. Чертополохов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018. — № 4. — С. 74–84. — DOI: 10.24422/MCITO.2018.4.12372
41. Шмонин Д. «Толедские принципы» и теология в школе / Д. Шмонин // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2017. — Т. 35, № 4. — С. 72–88. — DOI: 10.22394/2073-7203-2017-35-4-72-88
42. Янкевич С. В. Светский характер общего образования в Российской Федерации / С. В. Янкевич, Н. В. Княгинина // Журнал российского права. — 2018. — № 9 (261). — С. 91– 101. — DOI: 10.12737/art_2018_9_9

Остальные статьи