Секулярность и постсекулярность в образовательной политике Российской Федерации
Аннотация
Как и во многих странах, в РФ наблюдается процесс возрождения религиозности населения и формирования массового обыденного религиозного сознания, которое существует параллельно с научным. Растет количество религиозных сооружений, в которых служители содействуют клерикализации сознания общества. Это вступает в противоречие с секулярным характером государства, что закреплено в Конституции РФ и других нормативных актах. Государство вынуждено считаться с настроениями населения и формирует политику, которая получила название постсекулярной. Противоречивость государственной светской образовательной политики политике и религиозности установок участников образовательного процесса приводит к конфликтам, в разрешении которых принимают участие прокуратура и Верховный суд РФ. Руководители образовательных организаций находятся в сложном положении из-за наличия указанных противоречий, а также возможностей множественного толкования образовательного законодательства и неподготовленности педагогических кадров. Нужно учесть, что значительная часть педагогов, которые начали работать еще во времена СССР, только слушали лекции по научному атеизму. Именно отсутствие религиоведческой и теологической подготовки работников образования может спровоцировать межконфессиональные конфликты, которые придется решать органам государственной власти.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 03/2022 |
Страницы | 102-112 |
УДК | 37.06 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_3_102 |
Взаимоотношение государства и его разнообразных социальных институтов с религиозными организациями осуществляется уже много веков. Формы такого взаимодействия отличались большим разнообразием в зависимости от умонастроений населения той или иной страны, ее истории и традиций, установок правящей элиты. В течение веков мы видим колебания от полного слияния государственных организаций с религиозными и господства религиозного сознания до полного отделения государства от церкви и формирования светского, секулярного отношения государственной социальной политики по отношению к представителям разнообразных конфессий [19]. В прошлом веке в СССР утвердилось секулярное сознание, религия ушла на задворки общественной жизни, и казалось, что это навсегда. Разные религиозные устремления населения, обрядовость и вера в таинства были исключены из общественной и культурной жизни страны окончательно, и в том числе из образования [4; 21].
Но после распада СССР и трудностей 90-х годов, разрушения привычных социальных устоев и образа жизни российское общество в XXI веке обнаружило, что происходит процесс, который можно назвать «религиозное возрождение». Быстрое восстановление количества храмов в городах и иных населенных пунктах страны, желание людей причислить себя к верующим, соблюдать нормы и правила, относящиеся к той или иной конфессии, привело к тому, что присутствие религиозной составляющей в общественной жизни становится нормой. Активно формируется религиозное сознание, казалось бы, давно утраченное, в общественном сознании хорошо сочетаются мифические образы, вера в сверхъестественное и наука. Религиозное сознание формируется при активном участии служителей церкви и рядовых верующих, часто близких людей или родственников. Религиозные культы и традиции становятся ориентирами в поведении верующих, определяя мотивацию их действий, что и позволяет рассматривать религиозный фактор в общественных отношениях как самостоятельный и значимый.
Эта часть общественного сознания достаточно устойчива и потому нуждается в некотором осмыслении. Из всего массива литературы, посвященной исследованию религиозного сознания, нам хотелось бы выделить мнение С. А. Данилова, исследовавшего данный феномен. В качестве наиболее характерных и устойчивых черт религиозного сознания автор указывает: «1) эмоциональное приобщение к вере в справедливость ценностей, норм, идеалов; 2) направленность на человека; 3) догматическое основание религиозного сознания; 4) мифологическое представление мира; 5) допускается отсутствие деятельностного участия» [2, с. 146].
Очевидно, что рост религиозности населения вступает в противоречие со светским характером государства, что приводит к конфликту между секулярным и религиозным. Государство, особенно в периоды социальных сдвигов и перемен, должно учитывать усиление влияния религиозных организаций и формирование в обществе религиозного сознания, что особенно наглядно проявляется в мусульманских регионах России. Новые условия существования государства и религиозных организаций заставляют власть вырабатывать определенную политику, обеспечивающую равенство всех граждан, сторонников той или иной конфессии, а также соблюдение прав верующих, и при этом не забывать о конституционных правах атеистов. У части общества, причисляющей себя к верующим, сформировалась своего рода заявка на отказ от сугубо секулярного, светского государства. С такой позицией заметной части населения государственные деятели не могут не считаться. С другой стороны, российское законодательство и сложившаяся в прошлом веке практика государственно-конфессионального взаимодействия вынуждают религиозные организации считаться со светским характером нашего государства.
В истории довольно часты случаи как благоприятного, так и отрицательного взаимодействия государства и церкви [19].