Дата публикации: 01.07.2022

Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов

Аннотация

В статье характеризуется понятие «самоорганизация», анализируются взгляды современных ученых на проблему самоорганизации студентов. Обосновывается мысль о взаимосвязи развития самоорганизации и волевых качеств личности. Приводятся данные эмпирического исследования, направленного на выявление уровня развития самоорганизации 95 учебно-профессиональной деятельности студентов. Охарактеризована структура самоорганизации, проанализированы выявленные взаимосвязи между волевыми усилиями и общим уровнем развития самоорганизации. Сделаны выводы о недостаточном уровне развития самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов, намечены перспективы дальнейшей работы.




Введение. Жизнь в современном информационном обществе предъявляет к нам новые требования: сейчас адаптация в социуме невозможна без способности к самообразованию, к быстрому и точному поиску необходимой информации, без умения организовать свою деятельность наиболее эффективным образом. Навыки самоорганизации и самоуправления напрямую связаны с достижением жизненного успеха, социально-психологической адаптацией, чувством удовлетворенности и осмысленности жизни. Одним из оптимальных периодов для развития самоорганизации мы считаем годы обучения в вузе. Действительно, с переходом от статуса школьника к статусу студента связаны резко возросшая самостоятельность, ответственность, необходимость принимать большое количество решений, обдумывая их последствия, и главное — самостоятельно организовывать свою учебно-профессиональную деятельность [10]. Ряд отечественных исследователей справедливо указывают, что способность к самоорганизации является краеугольным камнем личностного и профессионального успеха человека [6; 11].

Так, Л. И. Кобышева полагает, что самоорганизация способствует профессиональному становлению студентов, когда, познавая себя и свою будущую профессиональную деятельность, они примеряют профессиональные роли и учатся действовать из позиции «я профессионал» [5]. С ней солидарна И. Ю. Луцева, связывающая самоорганизацию студентов с их способностями к самоориентации и саморегуляции [7]. Особый интерес представляет подход О. Н. Князьковой, которая предлагает рассматривать самоорганизацию студента в контексте культуры его личности. Согласно этому подходу, решающим фактором для развития самоорганизации становится осознание студентом ее роли в учебно-профессиональной и будущей профессиональной деятельности. В процессе формирования культуры личности в целом формируется и культура самоорганизации, причем наиболее интенсивно — в юношестве и ранней молодости, то есть в период студенчества. О. Н. Князькова подчеркивает, что для формирования культуры самоорганизации студенты, осознав ценность самоорганизации, должны перейти к конкретным действиям, стремиться овладеть навыками самоорганизации [4].

С нашей точки зрения, самоорганизация личности тесно связана не только с мотивационно-ценностными аспектами, но и с самовоспитанием как сложнейшим и важнейшим способом работы над собой. Организация своей собственной деятельности и, шире, своей жизни невозможна без глубокой и тщательной работы по воспитанию своей личности, целенаправленного развития у себя желательных качеств и преодоления нежелательных. Готов ность брать на себя ответственность за свою жизнь является необходимым условием для развития и самовоспитания, и самоорганизации. Этому обычно предшествует более глубокое понимание себя, своих сильных и слабых сторон, осознание своих успехов и неудач [9]. Чтобы понимание себя вылилось в целенаправленную работу над собой, необходимо приложить волевые усилия, направленные на саморазвитие. Именно организующая функция воли позволит планомерно следовать целям и задачам самовоспитания, выстраивая осознанное поведение, направленное на улучшение себя вообще и на формирование культуры самоорганизации в частности [1].

Если говорить о самоорганизации студентов, то нельзя не отметить, что события последних лет вызвали определенные трансформационные процессы в системе образования, напрямую затронувшие вопросы организации учебно-профессиональной деятельности студентов [2]. Пандемия COVID-19 способствовала вынужденному и внезапному переходу к дистанционной форме обучения, что обнажило проблемы многих студентов, связанные с неумением самостоятельно организовать свою учебно-профессиональную деятельность, неспособностью правильно распределить время и распланировать свои дела.

Программа исследования. Сказанное выше позволило нам сформулировать цель своего исследования как выявление уровня самоорганизации студентов и изучение ее структуры. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что студентам свойственен низкий уровень развития самоорганизации, что может быть связано с недостаточностью волевых усилий. Эмпирической базой исследования выступил Омский государственный педагогический университет. Выборку составили 50 студентов второго и третьего курса факультета психологии и педагогики, обучающиеся на очном отделении, в возрасте 19–20 лет.

Список литературы

1. Валиуллина Е. В. Волевой потенциал личности и реализация потребностей в саморазвитии / Е. В. Валиуллина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2020. — № 3. — С. 86–91. — DOI: 10.24411/2304-120X-2020-12007
2. Ермолаева М. В. Дистанционное обучение в высшей школе в период пандемии / М. В. Ермолаева, Ж. М. Кокуева, Д. В. Лубовский // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 1–2. — С. 67–76.
3. Ишков А. Д. Психология саморазвития и самоорганизации в условиях учебно-профессиональной деятельности / А. Д. Ишков, Н. Г. Милорадова. — М. : Московский государственный строительный университет, 2016. — 109 с.
4. Князькова О. Н. Мотивационно-ценностные аспекты культуры самоорганизации личности студента / О. Н. Князькова // Человек и образование. — 2014. — № 3 (40). — С. 139–143.
5. Кобышева Л. И. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов вуза / Л. И. Кобышева // Общество: социология, психология, педагогика. — 2014. — № 4. — С. 40–46.
6. Корягина Н. А. Особенности самоорганизации деятельности студентов / Н. А. Корягина, Т. А. Терентьева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2017. — № 1. — С. 39–43.
7. Луцева И. Ю. Экспериментальное исследование самоорганизации студентов вуза / И. Ю. Луцева // Уникальные исследования XXI века. — 2015. — № 10. — С. 15–20.
8. Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) / Е. Ю. Мандрикова // Психологическая диагностика. — 2010. — № 2. — С. 87–111.
9. Подъячева М. А. Концептуальный подход к самовоспитанию обучающихся / М. А. Подъячева // Образовательные ресурсы и технологии. — 2021. — № 3. — С. 25–31. — DOI: 10.21777/2500-2112-2021-3-25-31
10. Портнягина
11. Т. В. Самоорганизация студентов
12. педагогического
13. вуза / Т. В. Портнягина, Н. М. Ноговицына // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 68. — С. 283–286.
14. Фортыгина С. Н. Развитие функции планирования в процессе самоорганизации будущих педагогов / С. Н. Фортыгина, Н. А. Козлова и др. // Ученые записки университета Лесгафта. — 2020. — № 8. — С. 291–294.

Остальные статьи