Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов
Аннотация
В статье характеризуется понятие «самоорганизация», анализируются взгляды современных ученых на проблему самоорганизации студентов. Обосновывается мысль о взаимосвязи развития самоорганизации и волевых качеств личности. Приводятся данные эмпирического исследования, направленного на выявление уровня развития самоорганизации 95 учебно-профессиональной деятельности студентов. Охарактеризована структура самоорганизации, проанализированы выявленные взаимосвязи между волевыми усилиями и общим уровнем развития самоорганизации. Сделаны выводы о недостаточном уровне развития самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов, намечены перспективы дальнейшей работы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 03/2022 |
Страницы | 94-101 |
УДК | 37.015.3 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_3_94 |
Введение. Жизнь в современном информационном обществе предъявляет к нам новые требования: сейчас адаптация в социуме невозможна без способности к самообразованию, к быстрому и точному поиску необходимой информации, без умения организовать свою деятельность наиболее эффективным образом. Навыки самоорганизации и самоуправления напрямую связаны с достижением жизненного успеха, социально-психологической адаптацией, чувством удовлетворенности и осмысленности жизни. Одним из оптимальных периодов для развития самоорганизации мы считаем годы обучения в вузе. Действительно, с переходом от статуса школьника к статусу студента связаны резко возросшая самостоятельность, ответственность, необходимость принимать большое количество решений, обдумывая их последствия, и главное — самостоятельно организовывать свою учебно-профессиональную деятельность [10]. Ряд отечественных исследователей справедливо указывают, что способность к самоорганизации является краеугольным камнем личностного и профессионального успеха человека [6; 11].
Так, Л. И. Кобышева полагает, что самоорганизация способствует профессиональному становлению студентов, когда, познавая себя и свою будущую профессиональную деятельность, они примеряют профессиональные роли и учатся действовать из позиции «я профессионал» [5]. С ней солидарна И. Ю. Луцева, связывающая самоорганизацию студентов с их способностями к самоориентации и саморегуляции [7]. Особый интерес представляет подход О. Н. Князьковой, которая предлагает рассматривать самоорганизацию студента в контексте культуры его личности. Согласно этому подходу, решающим фактором для развития самоорганизации становится осознание студентом ее роли в учебно-профессиональной и будущей профессиональной деятельности. В процессе формирования культуры личности в целом формируется и культура самоорганизации, причем наиболее интенсивно — в юношестве и ранней молодости, то есть в период студенчества. О. Н. Князькова подчеркивает, что для формирования культуры самоорганизации студенты, осознав ценность самоорганизации, должны перейти к конкретным действиям, стремиться овладеть навыками самоорганизации [4].
С нашей точки зрения, самоорганизация личности тесно связана не только с мотивационно-ценностными аспектами, но и с самовоспитанием как сложнейшим и важнейшим способом работы над собой. Организация своей собственной деятельности и, шире, своей жизни невозможна без глубокой и тщательной работы по воспитанию своей личности, целенаправленного развития у себя желательных качеств и преодоления нежелательных. Готов ность брать на себя ответственность за свою жизнь является необходимым условием для развития и самовоспитания, и самоорганизации. Этому обычно предшествует более глубокое понимание себя, своих сильных и слабых сторон, осознание своих успехов и неудач [9]. Чтобы понимание себя вылилось в целенаправленную работу над собой, необходимо приложить волевые усилия, направленные на саморазвитие. Именно организующая функция воли позволит планомерно следовать целям и задачам самовоспитания, выстраивая осознанное поведение, направленное на улучшение себя вообще и на формирование культуры самоорганизации в частности [1].
Если говорить о самоорганизации студентов, то нельзя не отметить, что события последних лет вызвали определенные трансформационные процессы в системе образования, напрямую затронувшие вопросы организации учебно-профессиональной деятельности студентов [2]. Пандемия COVID-19 способствовала вынужденному и внезапному переходу к дистанционной форме обучения, что обнажило проблемы многих студентов, связанные с неумением самостоятельно организовать свою учебно-профессиональную деятельность, неспособностью правильно распределить время и распланировать свои дела.
Программа исследования. Сказанное выше позволило нам сформулировать цель своего исследования как выявление уровня самоорганизации студентов и изучение ее структуры. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что студентам свойственен низкий уровень развития самоорганизации, что может быть связано с недостаточностью волевых усилий. Эмпирической базой исследования выступил Омский государственный педагогический университет. Выборку составили 50 студентов второго и третьего курса факультета психологии и педагогики, обучающиеся на очном отделении, в возрасте 19–20 лет.