Психологические ресурсы развития студентов в инклюзивной цифровой среде вуза
Аннотация
Целью исследования является анализ развития психологических ресурсов студенчества с разным уровнем самоактивации в условиях цифрового инклюзивного обучения. В исследовании приняли участие 222 студента (118 — без инвалидности и 104 — с инвалидностью): на первом этапе (2019 год) 144 студента (75 — без инвалидности и 69 — с инвалидностью), на втором (2020 год) — 78 студентов (43 — без инвалидности, 35 — с инвалидностью). Для выявления ресурсов студентов в процессе цифрового инклюзивного обучения были использованы: «Тест жизнестойкости», шкалы субъективной витальности, шкала удовлетворенности жизнью, «Тест смысложизненных ориентаций», для обнаружения мотивационных ресурсов — шкалы академической мотивации, для выявления ресурса, запускающего всю активационную систему личности студентов, — методика самоактивации. Полученные результаты свидетельствуют: 1) о равномерном распределении студентов с инвалидностью и без инвалидности по кластерам с разным уровнем самоактивации на двух этапах; 2) отсутствии значимых различий между студентами с инвалидностью и здоровыми в удовлетворенности жизнью, витальности, характеристиках жизнестойкости на двух этапах; 3) устойчивой тенденции к сглаживанию различий между студентами с инвалидностью и здоровыми в смысложизненных ориентациях и других личностных ресурсах от первого ко второму этапу.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 03/2022 |
Страницы | 76-94 |
УДК | 376.1 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_3_76 |
Введение
Инклюзивная цифровая среда вуза в последние десятилетия стремительно меняется и становится практическим воплощением более широкой проблемы социальной инклюзии [3]. Не случайно растет число студентов с инвалидностью, выбирающих онлайн-обучение, а в науке ставится вопрос о разработке концепции «цифровая инклюзия» [20; 27]. Вместе с тем остается открытой проблематика потенциала и ограничений онлайн-обучения для продвижения инклюзии, что требует доказательных эмпирических исследований. В единичных исследованиях в данной области показано, что цифровые инструменты: оказывают положительное влияние на академическую и социальную активность [25], психологическое благополучие [16] студентов как с инвалидностью, так и без инвалидности; содействуют включению и развитию чувства принадлежности к среде высшего образования, снижают стигматизацию у лиц с инвалидностью [25]; предлагают больше возможностей для снижения воздействия нарушений развития [23]; считаются одним из продуктивных способов обеспечения доступности и качества обучения студентов с инвалидностью [6].
В целом высказывается позитивная точка зрения о том, что в высшем образовании любые вспомогательные технологии — это инструменты, потенциально способствующие повышению инклюзивности [22] и призванные усилить поддерживающий потенциал инклюзивной образовательной среды вуза.
Наряду с этим в исследованиях подчеркивается необходимость изменения поддержки в сторону самоподдержки, которая предполагает активизацию личностных ресурсов: ответственности и самостоятельности самих студентов с инвалидностью [24], что особенно важно в условиях дистанционной инклюзивной среды. J. M. Levitt, автор деятельностной модели инвалидности [24], утверждает, что люди с инвалидностью имеют врожденную склонность к развитию собственной личности, а ресурсы среды могут либо поддерживать, либо препятствовать этому развитию. Деятельностная модель инвалидности предполагает включение лиц с инвалидностью в процесс предупреждения последствий инвалидности и фокусируется на личностной и совместной деятельности, что снижает пассивное, потребительское отношение к действительности и позволяет активизировать психологические ресурсы. Этого же мнения придерживаются и российские специалисты [2; 11]. Д. А. Леонтьев утверждает, что среда «сама по себе выступает и как макросоциальный, и как микросоциальный ресурс социальной компенсации органической недостаточности» [11, c. 100]. При этом подчеркивает, что законодательные гарантии, материальные ресурсы, относящиеся к макросоциальным ресурсам, «рискуют выродиться в казенщину» при недостаточности микросоциальных ресурсов. Решающим фактором развития личности с инвалидностью являются психологические ресурсы, относящиеся к группе микросоциальных факторов. К психологическим ресурсам автор относит:
1) ресурсы устойчивости (удовлетворенность жизнью, ее осмысленность, субъективная витальность и т. п.);