Дата публикации: 01.07.2022

Психологические ресурсы развития студентов в инклюзивной цифровой среде вуза

Аннотация

Целью исследования является анализ развития психологических ресурсов студенчества с разным уровнем самоактивации в условиях цифрового инклюзивного обучения. В исследовании приняли участие 222 студента (118 — без инвалидности и 104 — с инвалидностью): на первом этапе (2019 год) 144 студента (75 — без инвалидности и 69 — с инвалидностью), на втором (2020 год) — 78 студентов (43 — без инвалидности, 35 — с инвалидностью). Для выявления ресурсов студентов в процессе цифрового инклюзивного обучения были использованы: «Тест жизнестойкости», шкалы субъективной витальности, шкала удовлетворенности жизнью, «Тест смысложизненных ориентаций», для обнаружения мотивационных ресурсов — шкалы академической мотивации, для выявления ресурса, запускающего всю активационную систему личности студентов, — методика самоактивации. Полученные результаты свидетельствуют: 1) о равномерном распределении студентов с инвалидностью и без инвалидности по кластерам с разным уровнем самоактивации на двух этапах; 2) отсутствии значимых различий между студентами с инвалидностью и здоровыми в удовлетворенности жизнью, витальности, характеристиках жизнестойкости на двух этапах; 3) устойчивой тенденции к сглаживанию различий между студентами с инвалидностью и здоровыми в смысложизненных ориентациях и других личностных ресурсах от первого ко второму этапу.




Введение

Инклюзивная цифровая среда вуза в последние десятилетия стремительно меняется и становится практическим воплощением более широкой проблемы социальной инклюзии [3]. Не случайно растет число студентов с инвалидностью, выбирающих онлайн-обучение, а в науке ставится вопрос о разработке концепции «цифровая инклюзия» [20; 27]. Вместе с тем остается открытой проблематика потенциала и ограничений онлайн-обучения для продвижения инклюзии, что требует доказательных эмпирических исследований. В единичных исследованиях в данной области показано, что цифровые инструменты: оказывают положительное влияние на академическую и социальную активность [25], психологическое благополучие [16] студентов как с инвалидностью, так и без инвалидности; содействуют включению и развитию чувства принадлежности к среде высшего образования, снижают стигматизацию у лиц с инвалидностью [25]; предлагают больше возможностей для снижения воздействия нарушений развития [23]; считаются одним из продуктивных способов обеспечения доступности и качества обучения студентов с инвалидностью [6].

В целом высказывается позитивная точка зрения о том, что в высшем образовании любые вспомогательные технологии — это инструменты, потенциально способствующие повышению инклюзивности [22] и призванные усилить поддерживающий потенциал инклюзивной образовательной среды вуза.

Наряду с этим в исследованиях подчеркивается необходимость изменения поддержки в сторону самоподдержки, которая предполагает активизацию личностных ресурсов: ответственности и самостоятельности самих студентов с инвалидностью [24], что особенно важно в условиях дистанционной инклюзивной среды. J. M. Levitt, автор деятельностной модели инвалидности [24], утверждает, что люди с инвалидностью имеют врожденную склонность к развитию собственной личности, а ресурсы среды могут либо поддерживать, либо препятствовать этому развитию. Деятельностная модель инвалидности предполагает включение лиц с инвалидностью в процесс предупреждения последствий инвалидности и фокусируется на личностной и совместной деятельности, что снижает пассивное, потребительское отношение к действительности и позволяет активизировать психологические ресурсы. Этого же мнения придерживаются и российские специалисты [2; 11]. Д. А. Леонтьев утверждает, что среда «сама по себе выступает и как макросоциальный, и как микросоциальный ресурс социальной компенсации органической недостаточности» [11, c. 100]. При этом подчеркивает, что законодательные гарантии, материальные ресурсы, относящиеся к макросоциальным ресурсам, «рискуют выродиться в казенщину» при недостаточности микросоциальных ресурсов. Решающим фактором развития личности с инвалидностью являются психологические ресурсы, относящиеся к группе микросоциальных факторов. К психологическим ресурсам автор относит:

1) ресурсы устойчивости (удовлетворенность жизнью, ее осмысленность, субъективная витальность и т. п.);

Список литературы

1. — P.1344–1357.
2. Одинцова М. А. Разработка методики самоактивации личности [Электронный ресурс] / М. А. Одинцова, Н. П. Радчикова // Психологические исследования. — 2018. — Т. 11, № 58. — С. 12. — Режим доступа: <a href="http://psystudy.ru" target="_blank">http://psystudy.ru</a> (дата обращения: 10.07.2022).
3. Осин Е. Н. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ [Электронный ресурс] / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные пере
4. Панферов В. Н. Эффективность обучения и академическая мотивация студентов в условиях онлайн-взаимодействия с преподавателем (на примере видеолекции) [Электронный ресурс] / В. Н. Панферов, С. А. Безгодова, С. В. Васильева и др. // Социальная психология
5. Плотичкина Н. В. Цифровая инклюзия: теоретическая рефлексия и публичная политика / Н. В. Плотичкина // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2020. — № 58.
6. Шукшина Л. В. Особенности обучения и мотивация студентов в условиях онлайн-взаимодействия / Л. В. Шукшина, К. Г. Фролова // Современное педагогическое образование. — 2021. — № 2. — С. 91–96.
7. Clouder L. The role of assistive technology in renegotiating the inclusion of students with disabilities in higher education in North Africa / L.Clouder, J.Cawston, K.Wimpenny et al. // Studies in Higher Education.
8. — 2019.
9. — Vol. 44, №8.
10. кая // Психолого-педагогические исследования. — 2019. — Т. 11, № 2. — С. 30–42. — DOI: 10.17759/psyedu.2019110204
11. —DOI:10.1080/03075079.2018.1437721
12. Khanlou N. Digital Literacy, Access to Technology and Inclusion for Young Adults with Developmental Disabilities / N. Khanlou, A. Khan, L. M. Vazquez et al. // J Dev Phys Disabil. — 2021. — Vol. 33. — P. 1–25. — <a href="https://doi.org/10.1007/s10882-020-0973" target="_blank">https://doi.org/10.1007/s10882-020-0973</a>
13. Levitt J. M. Developing a model of disability that focuses on the actions of disabled people / J. M. Levitt // Disability & Society. — 2017. — Vol. 32. — P. 735–747. — DOI: 10.1080/09687599.2017.1324764
14. McNicholl A. Deirdre Desmond & Pamela Gallagher. The impact of assistive technology use for students with disabilities in higher education: a systematic review / A. McNicholl, H. Casey // Disability and Rehabilitation: Assistive Technology. — 2021. —
15. Anabel M. Academic success factors in university students with disabilities: a systematic review / M. Anabel, G. Biagiotti // European Journal of Special Needs Education. — 2021. — DOI: 10.1080/08856257.2021.1940007
16. Tsatsou P. Digital inclusion of people with disabilities: a qualitative study of intra-disability diversity in the digital realm / P. Tsatsou // Behaviour & Information Technology. 2020. — № 39 (9). — P. 995–1010. — DOI: 10.1080/0144929X.2019.1636136
17. Thomas M. Combining proximate with online learning in real-time: ambidextrous teaching and pathways towards inclusion during COVID-19 restrictions and beyond / M. Thomas, J. R. Bryson // Journal of Geography in Higher Education. 2021. — № 45 (3). — P.
18. Александрова Л. А. Субъективная витальность как предмет исследования [Электронный ресурс] / Л. А. Александрова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2014. — Т. 11, № 1. — С. 133–163. — Режим доступа: <a href="https://psy-journal.hse.ru/" target="_blank">https://psy-journal.hse.ru/</a> 2014-11-1/1249
19. Одинцова М. А. Психологическое благополучие студентов с инвалидностью в инклюзивной среде смешанного обучения [Электронный ресурс] / М. А. Одинцова, М. Г. Куляц
20. Межвузовский симпозиум «Психология пандемического сознания» [Электронный ресурс] // 21.12.2020 НИУ ВШЭ, Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала. — Режим доступа: <a href="https://positivelab.hse.ru/announcements/426740107.html" target="_blank">https://positivelab.hse.ru/announcements/426740107.html</a> (дата обращ
21. Леонтьев Д. А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования / Д. А. Леонтьев, Л. А. Александрова, А. А. Лебедева. — М. : Смысл, 2017. — C. 90.
22. Леонтьев Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. — М. : Смысл, 2006. — C. 63.
23. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. — М. : Смысл, 1992. — C. 16.
24. Леонтьев Д. А. Развитие личности в норме и в затрудненных условиях / Д. А. Леонтьев // Культурно историческая психология. — 2014. — Т. 10, № 3. — C. 100.
25. Елькина И. Ю. К вопросу о повышении учебной мотивации студентов дистанционного обучения / И. Ю. Елькина // Образовательные ресурсы и технологии. — 2020. — № 1 (30). — С. 43–48.
26. Гордеева Т. О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации [Электронный ресурс] / Т. О. Гордеева // Сибирский психологический журнал. — 2016. — № 62. — С. 38–53. — DOI: 17223/17267080/62/4.http://journals.tsu.ru/ psychology/&journa
27. Гордеева Т. О. Опросник «Шкалы академической мотивации» [Электронный ресурс] / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин // Психологический журнал. — 2014. — № 35 (4). — C. 98–109. — Режим доступа: <a href="https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/y93" target="_blank">https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/y93</a>
28. Гордеева Т. О. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности / Т. О. Гордеева, В. В. Гижицкий, О. А. Сычев, Т. К. Гавриченкова // Психологический журнал. — 2016. — Т. 37, № 2. — С.
29. Байрамов В. Д. Инклюзивная образовательная среда университета: особенности и проблемы проектирования опыт МГГЭУ / В. Д. Байрамов, А. В. Герасимов // Психолого-педагогические исследования. — 2019. — Т. 11, № 3. — С. 15–25.
30. Базалий Р. В. Развитие мотивации студентов в условиях дистанционного обучения / Р. В. Базалий // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — Т. 8, № 3. — С. 1–12.
31. Бажин К. С. Формирование профессиональной траектории студентов с инвалидностью в вузе / К. С. Бажин, Г. И. Симонова, С. Б. Башмакова // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход. — М., 2018. — С. 47–54.
32. Ахметова Д. З. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения [Электронный ресурс] / Д. З. Ахметова, Т. С. Артюхина, М. Р. Бикбаева и др. // Высшее образование в России. — 2019. — Т. 29, № 2. — С. 141–150. — DOI: <a href="https://" target="_blank">https://</a> doi.org/10.3199
33. Алехина С. В. Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования / С. В. Алехина, А. Ю. Шеманов // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход. — М., 2018. — С. 5–13.

Остальные статьи