Дата публикации: 01.07.2022

Образование в преддверии актуальных реформ: психологический аспект

Аннотация

В статье обсуждаются вопросы возможных изменений в российской системе образования, обусловленные современной политической и экономической ситуацией в мире. Определяются перспективные направления актуальной реформации общего и высшего образования. В качестве методологического основания рассматривается категория сознания, позволяющая амплифицировать компетентностную основу современного российского образования.




Образование в России, как и в других странах, адаптируясь к непростым условиям современной жизни в ее экстремальной динамике и непрогнозируемых последствиях, апробирует возможности сочетания принятых образовательных стандартов с цифровыми и информационно-коммуникативными технологиями, а также новыми идейно-политическими императивами.

Существенное расширение системы знаний, их широкая доступность через новые коммуникационные системы, а также все возрастающие технологические возможности регуляции и вмешательства в ранее недоступные сферы жизнедеятельности человека, от глобального климата до биологической организации, существенным образом меняют сознание человека. Главное изменение связано с тем, что так называемая объективная реальность, существовавшая, как предполагалось, до и независимо от человека, становится все более субъективной. Можно констатировать также существенное расширение полагаемой субъектом свободы как во внешнем, так и во внутреннем планах. Последнее связано со стремительным отходом современного общества от исторически сложившихся традиционных устоев макрогруппового (коллективного) сознания и все более широкой дифференциацией личностных (индивидуальных) диспозиций и социальных установок.

Перманентные реформы образования, их императивность и узкогрупповой менеджмент, в недостаточной мере опирающийся на широкую профессиональную рефлексию и неангажированную экспертную оценку, существенно изменяют все компоненты образовательной системы, в том числе качественную характеристику знаний учащихся, показатели учебной активности, деятельность преподавателей и менеджеров среднего звена, обусловливают заметную трансформацию структуры и снижение показателей единства социального сознания учащихся и педагогов. В учебном процессе школ и вузов полнота функций учащихся как субъектов учебной деятельности все еще весьма незначительна, в частности, весьма ограничены возможности выбора содержания, форм и средств учебной активности. В связи с этим следует признать наметившийся разрыв между серьезными притязаниями учащихся, их образовательными желаниями, амбициями, намерениями, то есть тем, что называется интенциональным сознанием, и существующими организационными условиями обучения. Возникает вопрос, в какой степени изменения в обществе позволяют актуализировать человеческий фактор в образовании: выбор типа, уровня образования, учет исходной мотивации обучающихся, степень их подготовленности, ресурсные характеристики индивидных, субъектных и личностных особенностей.

Категория сознания в современных версиях приобретает универсальный общенаучный статус и с позиций комплексных исследований в современной философии и науке определяет новые возможности объяснения не только тех или иных приобретаемых человеком знаний, отношений, действий и поступков, но и процессов, обеспечивающих единство либо дезинтеграцию всех проявлений человеческой личности.

Главный акцент в образовательных идеологиях, методологии, теориях и в образовательных практиках сегодня сделан на компетентностном подходе, что, несомненно, определяет прогресс в новом оформлении институтов образования в их стандартизованной направленности [8; 10]. Однако компетентностная идеология не отражает в полной мере современных достижений в комплексных исследованиях сознания личности, выступающего главным двигателем общечеловеческой цивилизации во всем ее многообразии. В современной науке о сознании [1; 2] показана основополагающая роль таких структурных образующих сознания, как сенсорное сознание (квалиа), перцептивное сознание, когнитивное сознание, интенциональное сознание, коммуникативное сознание, инстауративное сознание (творческая самореализация личности) и др. Компетентностная методология, как и предшествовавшая ей знаниевая методология, основана преимущественно на актуализации когнитивного сознания учащихся, однако современная жизнь и ее технологизация во всех сферах целенаправленной активности определяют в качестве главной проблемы, на наш взгляд, меру соотношения осознаваемого и неосознаваемого движения по экономическим, политическим, социокультурным и другим ступеням общего цивилизационного развития [5; 6; 9].

Список литературы

1. 11. Berberyan A. S. Psychological characteristics of the value orientation system of Armenians in title ethnos and Russian diaspora / A. S. Berberyan, H. S. Berberyan, I. V. Abakumova // International Journal of Cognitive Research in Science Engineering a
2. 10. Khutorskoi A. V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannoi paradigmy obrazovaniya / A. V. Khutorskoi // Narodnoe obrazovanie. — 2003. — №2 (1325). — P. 58–64.
3. 9. Levshin S. V. Student kak sub”ekt osoznannoi samoregulyatsii uchebnoi deyatel’nosti / S.V. Levshin// Vestnik Stavropol’skogo gosudarstvennogo universiteta. — 2008. — №54. — P.25–30.
4. 8. Ivanov D. A. Kompetentnosti i kompetentnostnyi podkhod v sovremennom obrazovanii / D. A. Ivanov.— Moscow, 2007.
5. 7. Berberyan A. S. Sootnoshenie grazhdanskoi i etnicheskoi identichnosti u armyanskoi molodezhi s raznoi dlitel’nost’yu prozhivaniya v Armenii / A. S. Berberyan, E. S. Berberyan, O. R. Tuchina // Psikhologicheskii zhurnal. — 2019. — T. 40, № 6. — P. 44–54
6. 6. Berberyan A. S. Psikhologiya vysshego obrazovaniya v kontekste gumanizatsii : ucheb. posobie / A. S. Berberyan. — Praga, 2014. — 288 p.
7. 5. Akopov G. V. Khronotopicheskoe, obraznoe i diskursivnoe soznanie v usloviyakh informatizatsii i tsifrovizatsii obrazovaniya / G. V. Akopov, L. S. Akopyan // Mir psikhologii. — 2021. — № 1–2 (105). — P. 34–40.
8. 4. Akopov G. V. Neverbal’nye yazyki soznaniya: reprezentatsiya sub”ektivnogo otnosheniya posredstvom tsveta, formy i pryamoi otsenki / G. V. Akopov, L. S. Akopyan, A. V. Belous, A. V. Kaptsov // Eksperimental’naya psikhologiya. — 2022. — T. 15, № 2. — P.
9. 3. Akopov G. V. Sotsial’naya psikhologiya obrazovaniya / G. V. Akopov. — Moscow : Flinta, 2000.
10. 2. Akopov G. V. Prostranstva znachenii kategorii soznaniya v sovremennykh russkoyazychnykh i angloyazychnykh issledovaniyakh / G. V. Akopov // Mir psikhologii. — 2020. — № 1 (101). — P. 20–28.
11. 1. Akopov G. V. Kategoriya soznaniya v sovremennoi psikhologii / G. V. Akopov. — Samara : Porto-Print, 2019. — 278 p.
12. 1. Акопов Г. В. Категория сознания в современной психологии / Г. В. Акопов. — Самара : Порто-Принт, 2019. — 278 с.
13. 2. Акопов Г.В.Пространства значений категории сознания в современных русскоязычных и англоязычных исследованиях/ Г.В.Акопов// Мир психологии. — 2020. — №1(101). — С.20–28.
14. 3. Акопов Г. В. Социальная психология образования / Г. В. Акопов. — М. : Флинта, 2000.
15. 4. Акопов Г. В. Невербальные языки сознания: репрезентация субъективного отношения посредством цвета, формы и прямой оценки / Г. В. Акопов, Л. С. Акопян, А. В. Белоус, А. В. Капцов // Экспериментальная психология. — 2022. — Т. 15, № 2. — С. 111–124.
16. 5. Акопов Г. В. Хронотопическое, образное и дискурсивное сознание в условиях информатизации и цифровизации образования / Г. В. Акопов, Л. С. Акопян // Мир психологии. — 2021. — № 1–2 (105). — С. 34–40.
17. 6. Берберян А. С. Психология высшего образования в контексте гуманизации : учеб. пособие / А. С. Берберян. — Прага, 2014. — 288 с.
18. 7. Берберян А. С. Соотношение гражданской и этнической идентичности у армянской молодежи с разной длительностью проживания в Армении / А. С. Берберян, Э. С. Берберян, О. Р. Тучина // Психологический журнал. — 2019. — Т. 40, № 6. — С. 44–54.
19. 8. Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов. — М., 2007.
20. 9. Левшин С. В. Студент как субъект осознанной саморегуляции учебной деятельности / С. В. Левшин // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2008. — № 54. — С. 25–30.
21. 10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2 (1325). — С. 58–64.

Остальные статьи