Образование в преддверии актуальных реформ: психологический аспект
Аннотация
В статье обсуждаются вопросы возможных изменений в российской системе образования, обусловленные современной политической и экономической ситуацией в мире. Определяются перспективные направления актуальной реформации общего и высшего образования. В качестве методологического основания рассматривается категория сознания, позволяющая амплифицировать компетентностную основу современного российского образования.
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 03/2022 |
Страницы | 70-75 |
УДК | 37.014 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_3_70 |
Образование в России, как и в других странах, адаптируясь к непростым условиям современной жизни в ее экстремальной динамике и непрогнозируемых последствиях, апробирует возможности сочетания принятых образовательных стандартов с цифровыми и информационно-коммуникативными технологиями, а также новыми идейно-политическими императивами.
Существенное расширение системы знаний, их широкая доступность через новые коммуникационные системы, а также все возрастающие технологические возможности регуляции и вмешательства в ранее недоступные сферы жизнедеятельности человека, от глобального климата до биологической организации, существенным образом меняют сознание человека. Главное изменение связано с тем, что так называемая объективная реальность, существовавшая, как предполагалось, до и независимо от человека, становится все более субъективной. Можно констатировать также существенное расширение полагаемой субъектом свободы как во внешнем, так и во внутреннем планах. Последнее связано со стремительным отходом современного общества от исторически сложившихся традиционных устоев макрогруппового (коллективного) сознания и все более широкой дифференциацией личностных (индивидуальных) диспозиций и социальных установок.
Перманентные реформы образования, их императивность и узкогрупповой менеджмент, в недостаточной мере опирающийся на широкую профессиональную рефлексию и неангажированную экспертную оценку, существенно изменяют все компоненты образовательной системы, в том числе качественную характеристику знаний учащихся, показатели учебной активности, деятельность преподавателей и менеджеров среднего звена, обусловливают заметную трансформацию структуры и снижение показателей единства социального сознания учащихся и педагогов. В учебном процессе школ и вузов полнота функций учащихся как субъектов учебной деятельности все еще весьма незначительна, в частности, весьма ограничены возможности выбора содержания, форм и средств учебной активности. В связи с этим следует признать наметившийся разрыв между серьезными притязаниями учащихся, их образовательными желаниями, амбициями, намерениями, то есть тем, что называется интенциональным сознанием, и существующими организационными условиями обучения. Возникает вопрос, в какой степени изменения в обществе позволяют актуализировать человеческий фактор в образовании: выбор типа, уровня образования, учет исходной мотивации обучающихся, степень их подготовленности, ресурсные характеристики индивидных, субъектных и личностных особенностей.
Категория сознания в современных версиях приобретает универсальный общенаучный статус и с позиций комплексных исследований в современной философии и науке определяет новые возможности объяснения не только тех или иных приобретаемых человеком знаний, отношений, действий и поступков, но и процессов, обеспечивающих единство либо дезинтеграцию всех проявлений человеческой личности.
Главный акцент в образовательных идеологиях, методологии, теориях и в образовательных практиках сегодня сделан на компетентностном подходе, что, несомненно, определяет прогресс в новом оформлении институтов образования в их стандартизованной направленности [8; 10]. Однако компетентностная идеология не отражает в полной мере современных достижений в комплексных исследованиях сознания личности, выступающего главным двигателем общечеловеческой цивилизации во всем ее многообразии. В современной науке о сознании [1; 2] показана основополагающая роль таких структурных образующих сознания, как сенсорное сознание (квалиа), перцептивное сознание, когнитивное сознание, интенциональное сознание, коммуникативное сознание, инстауративное сознание (творческая самореализация личности) и др. Компетентностная методология, как и предшествовавшая ей знаниевая методология, основана преимущественно на актуализации когнитивного сознания учащихся, однако современная жизнь и ее технологизация во всех сферах целенаправленной активности определяют в качестве главной проблемы, на наш взгляд, меру соотношения осознаваемого и неосознаваемого движения по экономическим, политическим, социокультурным и другим ступеням общего цивилизационного развития [5; 6; 9].