Дата публикации: 01.07.2022

Соотношение учебной мотивации и внутренней позиции обучающихся четвертых классов

Аннотация

В эмпирическом исследовании с участием 83 четвероклассников в возрасте 10–11лет изучалась связь параметров внутренней позиции обучающихся, мотивации учения и школьной ситуации. Применены опросники мотивации учения (Ч. Д. Спилбергер, модификация А. Д. Андреевой и А. М. Прихожан), внутренней позиции обучающегося (Д. В. Лубовский) и опросник «Школьная ситуация» (В. К. Зарецкий, А. Б. Холмогорова). Получены данные, свидетельствующие о валидности опросника внутренней позиции в диагностической работе с четвероклассниками. Отсутствуют значимые различия показателей внутренней позиции обучающегося у девочек и мальчиков, не выявлены значимые связи параметров внутренней позиции и показателей школьной ситуации четвероклассников. Обсуждены дальнейшие перспективы исследований.




Введение

Изучение внутренней позиции (далее — ВП) обучающихся является одной из важнейших задач исследований образования, поскольку развитая ВП становится внутренней основой саморазвития человека в образовании. Впервые значение исследований субъектности обучающегося было показано В. В. Давыдовым, В. И. Слободчиковым и Г. А. Цукерман около тридцати лет назад [3]. Многие авторы, начиная с Л. И. Божович [2], рассматривают ВП как ядро субъектности обучающегося. Не будет преувеличением сказать, что ВП является центральным личностным результатом образования. В то же время исследования ВП, как и других личностных результатов образования, связаны со многими до сих пор не решенными проблемами как в области теории, так и в методическом аспекте. Д. В. Ушаков обоснованно подчеркивает социально-экономическую значимость формирования личностных образовательных результатов, в то же время отмечая, что «проблема личностных результатов является одной из наиболее “наукоемких” в сфере образования» [12, с. 24]. В настоящем исследовании предпринята попытка решения одной из проблем исследования личностных образовательных результатов.

К теоретическим проблемам относится неясность соотношения между ВП обучающегося и учебной мотивацией. Из работ Л. И. Божович следует, что они связаны между собой, но не тождественны [2]. Подход к исследованию мотивации учения, представленный в работах А. Д. Андреевой и А. М. Прихожан [10], основан на идеях Л. И. Божович. Вполне закономерно, что опросник учебной мотивации, разработанный ими на основе методики Ч. Спилбергера, был применен Ю. В. Зарецким, В. К. Зарецким и И. Ю. Кулагиной как средство валидизации опросника «Субъектная позиция» [5]. Возможно, более уместно назвать данную методику опросником ВП, поскольку с ее помощью выявляется еще два варианта позиции обучающегося, помимо субъектной, — объектная и негативная. Опросник «Субъектная позиция» состоит из утверждений, в которых описаны характерные проявления трех вариантов ВП.

В исследовании Ю. В. Зарецкого, В. К. Зарецкого и И. Ю. Кулагиной корреляционный анализ выявил значимые положительные связи шкал субъектной позиции с показателями познавательной мотивации и суммарным баллом по опроснику учебной мотивации, а также отрицательную значимую связь балла по шкале негативной позиции с показателями мотивации достижения и суммарным баллом. Примечательно, что по данным, полученным исследователями, имеется значимая, но значительно менее выраженная положительная корреляция суммарного балла по опроснику А. Д. Андреевой и А. М. Прихожан и показателя объектной позиции.

Таким образом, результаты исследования Ю. В. Зарецкого, В. К. Зарецкого и И. Ю. Кулагиной показывают, что варианты ВП обучающегося, в том числе субъектная позиция, представляют собой не корреляты, а скорее предпосылки составляющих учебной мотивации и эмоциональных аспектов учения. Вместе с тем в данной проблемной области остается много вопросов, к которым относятся соотношение учебной мотивации и рефлексии в учебной деятельности, ассертивность в структуре ВП, различия субъектности в учебной деятельности мальчиков и девочек, связь особенностей ВП и благополучия школьной ситуации обучающегося и др. Методика исследования ВП обучающегося необходима для решения этих проблем, имеющих огромное значение для практики обучения и воспитания школьников.

Список литературы

1. Басманова Е. С. Гендерные особенности детей в организации образовательного процесса [Электронный ресурс] / Е. С. Басманова // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 565–567. — Режим доступа: <a href="https://moluch.ru/archive/76/13094/" target="_blank">https://moluch.ru/archive/76/13094/</a> (дата обращения: 23.08
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — СПб. : Питер, 2008. — 398 с.
3. Давыдов В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. — 1992. — № 3–4. — С. 11–19.
4. Ерохина Ю. А. О диагностике определяющей рефлексии у младших школьников / Ю. А. Ерохина // Педагогика развития : тез. республ. науч.-практ. конф. (Красноярск, 27–28 апреля 1992 г.). — Красноярск, 1992. — С. 35–38.
5. Зарецкий Ю. В. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов / Ю. В. Зарецкий, В. К. Зарецкий, И. Ю. Кулагина // Психологическая наука и образование. — 2014. — Т. 19, № 1. — С. 99–110.
6. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум / И. Ю. Кулагина. — 1-е изд. — М. : Юрайт, 2020. — 291 с. — (Высшее образование).
7. Лубовский Д. В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая перспектива изучения личности школьника / Д. В. Лубовский // Культурно-историческая психология. — 2008. — Т. 4, № 1. — С. 2–8.
8. Лубовский Д. В. Связь познавательной рефлексии и сформированности субъектной позиции обучающихся в возрасте 10–11 лет / Д. В. Лубовский, А. С. Селиванова // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 1–2 (55). — С. 24–29.
9. Лубовский Д. В. Опросник внутренней позиции обучающихся: особенности субъектности старшеклассников / Д. В. Лубовский // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 3 (56). — С. 161–168. — DOI: 10.51944/2073-8544_2021_3_161
10. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А. М. Прихожан. — М. : ПЭБ, 2007. — 56 с.
11. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением / В. К. Зарецкий, Н. С. Смирнова, Ю. В. Зарецкий и др. — М. : Форум, 2011. — 216 с.
12. Ушаков Д. В. Личностные результаты образования и достижения общества / Д. В. Ушаков // Образовательная политика. — 2014. — № 3 (65). — С. 23–29.

Остальные статьи