Соотношение учебной мотивации и внутренней позиции обучающихся четвертых классов
Аннотация
В эмпирическом исследовании с участием 83 четвероклассников в возрасте 10–11лет изучалась связь параметров внутренней позиции обучающихся, мотивации учения и школьной ситуации. Применены опросники мотивации учения (Ч. Д. Спилбергер, модификация А. Д. Андреевой и А. М. Прихожан), внутренней позиции обучающегося (Д. В. Лубовский) и опросник «Школьная ситуация» (В. К. Зарецкий, А. Б. Холмогорова). Получены данные, свидетельствующие о валидности опросника внутренней позиции в диагностической работе с четвероклассниками. Отсутствуют значимые различия показателей внутренней позиции обучающегося у девочек и мальчиков, не выявлены значимые связи параметров внутренней позиции и показателей школьной ситуации четвероклассников. Обсуждены дальнейшие перспективы исследований.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 03/2022 |
Страницы | 60-69 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_3_60 |
Введение
Изучение внутренней позиции (далее — ВП) обучающихся является одной из важнейших задач исследований образования, поскольку развитая ВП становится внутренней основой саморазвития человека в образовании. Впервые значение исследований субъектности обучающегося было показано В. В. Давыдовым, В. И. Слободчиковым и Г. А. Цукерман около тридцати лет назад [3]. Многие авторы, начиная с Л. И. Божович [2], рассматривают ВП как ядро субъектности обучающегося. Не будет преувеличением сказать, что ВП является центральным личностным результатом образования. В то же время исследования ВП, как и других личностных результатов образования, связаны со многими до сих пор не решенными проблемами как в области теории, так и в методическом аспекте. Д. В. Ушаков обоснованно подчеркивает социально-экономическую значимость формирования личностных образовательных результатов, в то же время отмечая, что «проблема личностных результатов является одной из наиболее “наукоемких” в сфере образования» [12, с. 24]. В настоящем исследовании предпринята попытка решения одной из проблем исследования личностных образовательных результатов.
К теоретическим проблемам относится неясность соотношения между ВП обучающегося и учебной мотивацией. Из работ Л. И. Божович следует, что они связаны между собой, но не тождественны [2]. Подход к исследованию мотивации учения, представленный в работах А. Д. Андреевой и А. М. Прихожан [10], основан на идеях Л. И. Божович. Вполне закономерно, что опросник учебной мотивации, разработанный ими на основе методики Ч. Спилбергера, был применен Ю. В. Зарецким, В. К. Зарецким и И. Ю. Кулагиной как средство валидизации опросника «Субъектная позиция» [5]. Возможно, более уместно назвать данную методику опросником ВП, поскольку с ее помощью выявляется еще два варианта позиции обучающегося, помимо субъектной, — объектная и негативная. Опросник «Субъектная позиция» состоит из утверждений, в которых описаны характерные проявления трех вариантов ВП.
В исследовании Ю. В. Зарецкого, В. К. Зарецкого и И. Ю. Кулагиной корреляционный анализ выявил значимые положительные связи шкал субъектной позиции с показателями познавательной мотивации и суммарным баллом по опроснику учебной мотивации, а также отрицательную значимую связь балла по шкале негативной позиции с показателями мотивации достижения и суммарным баллом. Примечательно, что по данным, полученным исследователями, имеется значимая, но значительно менее выраженная положительная корреляция суммарного балла по опроснику А. Д. Андреевой и А. М. Прихожан и показателя объектной позиции.
Таким образом, результаты исследования Ю. В. Зарецкого, В. К. Зарецкого и И. Ю. Кулагиной показывают, что варианты ВП обучающегося, в том числе субъектная позиция, представляют собой не корреляты, а скорее предпосылки составляющих учебной мотивации и эмоциональных аспектов учения. Вместе с тем в данной проблемной области остается много вопросов, к которым относятся соотношение учебной мотивации и рефлексии в учебной деятельности, ассертивность в структуре ВП, различия субъектности в учебной деятельности мальчиков и девочек, связь особенностей ВП и благополучия школьной ситуации обучающегося и др. Методика исследования ВП обучающегося необходима для решения этих проблем, имеющих огромное значение для практики обучения и воспитания школьников.